Muzio Clementi / Муцио Клементи (1752-1832)
6 Piano Sonatinas / 6 Сонатин для фортепиано,Op.36 №1,2,6
…Более двухсот лет тому назад, в декабре 1781 года, в Вене состоялось интереснейшее музыкальное событие: в своем исполнительском мастерстве состязались итальянский виртуоз Муцио Клементи и бывший концертмейстер придворной капеллы из Зальцбурга Вольфганг Aмадей Моцарт. Многим слушателям больше импонировал Клементи... Современники называли его «отцом фортепианной музыки». И это не случайно: вся многогранная деятельность Клементи — пианиста, педагога, композитора, издателя и владельца фирмы по производству музыкальных инструментов — была связана с упрочением фортепиано, постепенно оттеснившим предшествовавшие ему клавесин и клавикорд. Фортепианные сочинения, прежде всего сонаты, преобладают в наследии композитора. Но, пожалуй, особенно велики заслуги Клементи-педагога, воспитавшего огромное количество учеников, во многом определивших дальнейшее развитие фортепианного исполнительства. Среди них — Джон Филд, чью роль в истории русской пианистической школы трудно переоценить. Неизменной популярностью пользуются инструктивные сочинения итальянского маэстро. Вероятно, нет пианиста, который бы не знал его сонатин из опуса 36, представленных в настоящем сборнике. Значит, педагогические заветы музыканта, воплощенные в его сочинениях, живы. И те, кто исполняет музыку Клементи, могут считать себя до некоторой степени причастными к его славной школе пианизма....
…Более двухсот лет тому назад, в декабре 1781 года, в Вене состоялось интереснейшее музыкальное событие: в своем исполнительском мастерстве состязались итальянский виртуоз Муцио Клементи и бывший концертмейстер придворной капеллы из Зальцбурга Вольфганг Aмадей Моцарт. Многим слушателям больше импонировал Клементи... Современники называли его «отцом фортепианной музыки». И это не случайно: вся многогранная деятельность Клементи — пианиста, педагога, композитора, издателя и владельца фирмы по производству музыкальных инструментов — была связана с упрочением фортепиано, постепенно оттеснившим предшествовавшие ему клавесин и клавикорд. Фортепианные сочинения, прежде всего сонаты, преобладают в наследии композитора. Но, пожалуй, особенно велики заслуги Клементи-педагога, воспитавшего огромное количество учеников, во многом определивших дальнейшее развитие фортепианного исполнительства. Среди них — Джон Филд, чью роль в истории русской пианистической школы трудно переоценить. Неизменной популярностью пользуются инструктивные сочинения итальянского маэстро. Вероятно, нет пианиста, который бы не знал его сонатин из опуса 36, представленных в настоящем сборнике. Значит, педагогические заветы музыканта, воплощенные в его сочинениях, живы. И те, кто исполняет музыку Клементи, могут считать себя до некоторой степени причастными к его славной школе пианизма....
Муцио Клементи (итал. Muzio
Clementi; полное имя — Mutius Philippus Vincentius Franciscus Xaverius
Clementi; 23 января 1752, Рим — 10 марта 1832,
Вустершир) — итальянский композитор, пианист и педагог,
живший преимущественно в Англии.
Муцио Клементи -
композитор ста шестидесяти сонат, многих органных и фортепианных пьес,
нескольких симфоний и знаменитых этюдов “Gradus ad Parnassum”, родился в Риме в
1752 году, в семье ювелира, страстного любителя музыки, ничего не жалевшего,
чтобы дать сыну солидное музыкальное образование. Шести лет Муцио уже пел по
нотам, а богатая даровитость мальчика помогла его учителям - органисту Кардичелли,
контрапунктисту Картини и певцу Санторелли приготовить девятилетнего мальчика к
конкурсному испытанию на место органиста. В 14 лет Клементи предпринял
путешествие в Англию со своим покровителем, англичанином Бедфордом. Итогом этой
поездки стало приглашение юного дарования занять место капельмейстера
итальянской оперы в Лондоне. Продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано,
Клементи со временем приобретает известность превосходного виртуоза и лучшего
учителя игры на фортепиано.
В 1781 году он предпринял
свое первое артистическое путешествие по Европе. Через Страсбург и Мюнхен он
прибыл в Вену, где сблизился с Моцартом и Гайдном. Здесь в Вене состоялось
состязание Клементи и Моцарта. Событие вызвало большой интерес венских
любителей музыки.
Успех концертного турне
способствовал дальнейшей деятельности Клементи на этом поприще, и в 1785 годе
он отправляется в Париж и своей игрой покоряет парижан.
С 1785 по 1802 год
Клементи практически прекратил публичные концертные выступления и занялся
педагогической и композиторской деятельностью. Кроме того, за эти семь лет, он
основал и стал совладельцем нескольких музыкальных издательств и фабрик
музыкальных инструментов.
В 1802 году Клементи
вместе со своим учеником Фильдом, совершает второе большое артистическое турне
через Париж и Вену в Петербург. Везде их принимают с энтузиазмом. Фильд
остается в Петербурге, а вместо него к Клементи присоединяется Цейнер; в
Берлине и Дрездене к ним присоединяются еще Бергер и Кленгель. Здесь, в Берлине
Клементи женится, но вскоре теряет свою молодую жену и, чтобы заглушить свое
горе, отправляется со своими учениками Бергером и Кленгелем опять в Петербург.
В 1810 году через Вену и всю Италию Клементи возвращается обратно в Лондон.
Здесь в 1811 году он вторично женится, и уже до конца дней своих не покидает
Англии, кроме зимы 1820 года, которую он провел в Лейпциге.
Музыкальная слава
композитора не увядает. Он основывает в Лондоне филармоническое общество и
дирижирует симфоническими оркестрами, вносит большой вклад в развитие
фортепианного искусства.
Современники называли
Клементи «отцом фортепианной музыки». Основатель и глава так называемой
лондонской школы пианизма, он был блестящим виртуозом, поражал свободой и
изяществом игры, четкостью пальцевой техники. Клементи воспитал в свое время
целую плеяду замечательных учеников, во многом определивших развитие
фортепианного исполнительства на долгие годы вперед. Свой исполнительский и
педагогический опыт композитор обобщил в уникальном труде «Методика игры на
фортепиано», явившемся одним из лучших музыкальных пособий своего времени. Но и
до сих пор, каждый ученик современной музыкальной школы знает; для того чтобы
эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды
Клементи.
Как издатель, Клементи
выпустил в свет сочинения многих своих современников. Впервые в Англии был
издан целый ряд произведений Бетховена. Кроме того, он издал сочинения
композиторов XVIII века (в собственной обработке). В 1823 году Клементи
участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии.
Муцио Клементи умер в Лондоне в 1832 году, оставив после себя большое
состояние. Не меньше он оставил нам своей замечательной, талантливой музыки.
Виктор Каширников
Комментариев нет:
Отправить комментарий