Friedrich Kuhlau / Фридрих Кулау (1786–1832)
3 Sonatas / 3 несложные сонаты, Op.60 №2
Фридрих Кулау (1786–1832) немецко-датский композитор и пианист.
3 Sonatas / 3 несложные сонаты, Op.60 №2
Sonata in F
Thème de Rossini (w. variations)
Sonata in A Allegro con spirito
Thème de Rossini (w. Variations) Allegro moderato
Sonata in C
Thème de Rossini (w. variations.)Фридрих Кулау (1786–1832) немецко-датский композитор и пианист.
Родился в семье
гамбургского гобоиста, игравшего в военных оркестрах. В 1810 г., желая избежать
Наполеоновских войн, переехал в Данию, в 1813 г. принял датское подданство. В
Копенгагене написал музыку к драме «Rövenbergen», имевшую блестящий успех. Он
включил в неё много национальных датских песен и стремился к местному колориту,
за что был прозван «датским» композитором, хотя был немец по рождению. Написал
также оперы: «Elisa», «Lulu», «Hugo od Adelheid», «Elveroe». Писал для флейты,
фортепиано и голоса: квинтеты, концерты, фантазии, рондо, сонаты. Во многих
сочинениях Кулау значимо влияние Людвига ван Бетховена, чью музыку он часто
исполнял в концертах.
Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин
для детей. Вместе с тем его музыкальное наследие огромно: оперы, фортепианный
концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины,
вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного
состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам.
Биография Кулау в
чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то – исключительной. Он
родился 11 сентября 1786 года в небольшом немецком городке Ильцене. Его отец,
дед и дядя были военными музыкантами. В 1796 году с маленьким Фридрихом
случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось спасти.
На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны,
а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала
современников.
Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку.
Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон».
Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку.
Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон».
Сохранившиеся письма
Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и
знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. «Он никогда не
говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких
предложениях». Также сдержанно он относился и к собственной музыке, никогда не
«продвигал» и не рекламировал ее. В юности Кулау очень боялся остаться обычным
учителем фортепиано, но вряд ли он думал, что войдет в историю как датский
классик, чье дело продолжили следующие поколения скандинавских композиторов –
Нильс Гаде, Эдвард Григ, Йохан Свенсен, Карл Нильсен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий