Ruggero Leoncavallo / Руджеро Леонкавалло
Pagliacci / «Паяцы», Serenata 'O Colombina, il tenero fido Arlecchin'
Он начал писать в то время, когда Европа восторженно внимала операм Вагнера. Леонкавалло тоже был горячим поклонником великого немецкого маэстро, и еще более полюбил его музыку после личного знакомства с композитором. Может быть, поэтому ранние сочинения Леонкавалло, в общем, подражательны. Так, он задумал оперную трилогию «Сумерки», название которой напоминает вагнеровские «Сумерки богов». Правда, сюжет он взял не мифологический: его интересовала эпоха Ренессанса, ее «живая история, еще свежая, непочатая, с хрониками, датами и большими страстями» - поэтому среди героев оказались и Цезарь Борджиа, и Анджело Полициано, и Савонарола. Композитор написал только первую оперу из трех – «Медичи», но успеха она не имела.
Однако Италия, родина оперы, не могла долго увлекаться чуждой немецкой культурой. В ней зрели свои музыкальные идеи, - и они обратили на себя внимание всего мира в последнее десятилетие XIX-го века.
В 1890-м году на сцене римского театра среди любовных историй об утонченных кавалерах и дамах появляется короткая одноактная опера о пылкой деревенской страсти – о чувствах без рассуждений и сомнений, поступках сгоряча. Опера, навеянная сельским бытом, трогательными, изумительно простыми итальянскими мелодиями. Она имела триумфальный успех, победила на конкурсе миланского издательства и оказалась во главе нового оперного направления. Так началась сценическая жизнь оперы Масканьи «Сельская Честь». Новое музыкальное течение, которое таким образом появилось, было названо «веризмом», от итальянского «веро» - истинный. Но прошло всего два года – и у «Сельской чести» появилась опера-соперница, успех которой постепенно превзошел ее популярность. Это была опера о ревнивой страсти, кровавая история любви актеров, ещё раз утверждающая, что наша жизнь – игра. Одно это произведение в мгновение ока сделало Леонкавалло знаменитым, отныне он - автор оперы «Паяцы» и один из основателей веризма.
Но хотя более поздние произведения композитора и не были столь удачны, именно ему мы обязаны появлением еще одного шедевра. В 1893-м году он увлекается романом Мюрже «Сцены из жизни богемы». Не скрывая своего восторга перед этим произведением, он делится своим замыслом с Джакомо Пуччини, - и вскоре этот сюжет становится причиной их знаменитой ссоры. Пуччини любил творческие «соревнования» в театре: оперу «Манон Леско» он противопоставил опере «Манон» Массне, «Турандот» - «Туранде» Баццини, «Тоской» он увлекся, когда ему сообщили, что эта драма на примете у Верди, а сюжет «Богемы» он, фактически, «похитил» у Леонкавалло. «Богема» Пуччини стала одним из лучших его произведений, а «Богема» Леонкавалло осталась в тени. Но именно этот композитор умел видеть трагическую красоту в простой прозе жизни – и не просто увидеть, но и показать ее другим.
Имя Руджеро Леонкавалло вошло в историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного шедевра «Паяцы» и талантливого представителя нового художественного направления — веризма. В конце XIX века это направление окончательно утвердилось в итальянской опере. Героических борцов за свободу сменили герои социальных низов — обыкновенные и маленькие люди. В обыденном художники-реалисты находили прекрасное, возвышенное.
Композиторы-веристы в своих операх стремились раскрывать мысли и чувства социально обездоленных слоев общества. Как и гениального Верди, их привлекали герои, обуреваемые сильными страстями, всепоглощающей любовью и ненавистью, страдающие и ликующие… Такова и опера Леонкавалло «Паяцы». Ее можно рассматривать как манифест творческих принципов не только самого композитора, но и музыкального веризма вообще. Публика и критика сразу же признали оперу лучшей из опер веристов.
Pagliacci / «Паяцы», Serenata 'O Colombina, il tenero fido Arlecchin'
Руджеро Леонкавалло (итал. Ruggero Leoncavallo; 23 апреля 1857, Неаполь — 9 августа 1919, Монтекатини-Терме) — итальянский композитор.
Жизнь этого музыканта могла бы стать сюжетом приключенческого романа. Он был доктором литературы Болонского университета и блестяще играл на рояле, но в поисках заработка был вынужден работать корреспондентом в провинциальных газетах и аккомпаниатором в ресторанах и кабаре. Потрясенный неуспехом своих музыкальных произведений, он уехал в Египет, где руководил придворным военным оркестром, сражался с англичанами и едва не погиб в битве при Тель-эль-Кебире. Леонкавалло был увлекающимся человеком, сочиняя, он полностью отдавался музыке и от каждого своего нового произведения искренне ждал, что оно-то, наконец, и принесет ему успех и славу. Но судьба долго испытывала его терпение, триумфальные овации Леонкавалло услышал далеко не сразу. Он начал писать в то время, когда Европа восторженно внимала операм Вагнера. Леонкавалло тоже был горячим поклонником великого немецкого маэстро, и еще более полюбил его музыку после личного знакомства с композитором. Может быть, поэтому ранние сочинения Леонкавалло, в общем, подражательны. Так, он задумал оперную трилогию «Сумерки», название которой напоминает вагнеровские «Сумерки богов». Правда, сюжет он взял не мифологический: его интересовала эпоха Ренессанса, ее «живая история, еще свежая, непочатая, с хрониками, датами и большими страстями» - поэтому среди героев оказались и Цезарь Борджиа, и Анджело Полициано, и Савонарола. Композитор написал только первую оперу из трех – «Медичи», но успеха она не имела.
Однако Италия, родина оперы, не могла долго увлекаться чуждой немецкой культурой. В ней зрели свои музыкальные идеи, - и они обратили на себя внимание всего мира в последнее десятилетие XIX-го века.
В 1890-м году на сцене римского театра среди любовных историй об утонченных кавалерах и дамах появляется короткая одноактная опера о пылкой деревенской страсти – о чувствах без рассуждений и сомнений, поступках сгоряча. Опера, навеянная сельским бытом, трогательными, изумительно простыми итальянскими мелодиями. Она имела триумфальный успех, победила на конкурсе миланского издательства и оказалась во главе нового оперного направления. Так началась сценическая жизнь оперы Масканьи «Сельская Честь». Новое музыкальное течение, которое таким образом появилось, было названо «веризмом», от итальянского «веро» - истинный. Но прошло всего два года – и у «Сельской чести» появилась опера-соперница, успех которой постепенно превзошел ее популярность. Это была опера о ревнивой страсти, кровавая история любви актеров, ещё раз утверждающая, что наша жизнь – игра. Одно это произведение в мгновение ока сделало Леонкавалло знаменитым, отныне он - автор оперы «Паяцы» и один из основателей веризма.
Но хотя более поздние произведения композитора и не были столь удачны, именно ему мы обязаны появлением еще одного шедевра. В 1893-м году он увлекается романом Мюрже «Сцены из жизни богемы». Не скрывая своего восторга перед этим произведением, он делится своим замыслом с Джакомо Пуччини, - и вскоре этот сюжет становится причиной их знаменитой ссоры. Пуччини любил творческие «соревнования» в театре: оперу «Манон Леско» он противопоставил опере «Манон» Массне, «Турандот» - «Туранде» Баццини, «Тоской» он увлекся, когда ему сообщили, что эта драма на примете у Верди, а сюжет «Богемы» он, фактически, «похитил» у Леонкавалло. «Богема» Пуччини стала одним из лучших его произведений, а «Богема» Леонкавалло осталась в тени. Но именно этот композитор умел видеть трагическую красоту в простой прозе жизни – и не просто увидеть, но и показать ее другим.
Имя Руджеро Леонкавалло вошло в историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного шедевра «Паяцы» и талантливого представителя нового художественного направления — веризма. В конце XIX века это направление окончательно утвердилось в итальянской опере. Героических борцов за свободу сменили герои социальных низов — обыкновенные и маленькие люди. В обыденном художники-реалисты находили прекрасное, возвышенное.
Композиторы-веристы в своих операх стремились раскрывать мысли и чувства социально обездоленных слоев общества. Как и гениального Верди, их привлекали герои, обуреваемые сильными страстями, всепоглощающей любовью и ненавистью, страдающие и ликующие… Такова и опера Леонкавалло «Паяцы». Ее можно рассматривать как манифест творческих принципов не только самого композитора, но и музыкального веризма вообще. Публика и критика сразу же признали оперу лучшей из опер веристов.
O Colombina, il tenero fido Arlecchin
È a te vicin!
Di te chiamando, e sospirando aspetta il poverin!
La tua faccetta mostrami,
Ch’io vo’ baciar senza tardar
La tua boccuccia.
Amor mi cruccia!
E mi sta a tormentar!
O Colombina, schiudimi il finestrin,
Che a te vicin di te chiamando,
E sospirando è il povero Arlecchin!
A te vicin è Arlecchin!
È a te vicin!
Di te chiamando, e sospirando aspetta il poverin!
La tua faccetta mostrami,
Ch’io vo’ baciar senza tardar
La tua boccuccia.
Amor mi cruccia!
E mi sta a tormentar!
O Colombina, schiudimi il finestrin,
Che a te vicin di te chiamando,
E sospirando è il povero Arlecchin!
A te vicin è Arlecchin!
Комментариев нет:
Отправить комментарий