François Couperin / Франсуа Куперен
Избранные пьесы
На протяжении XVII в. во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен и его братья, Ж. д’Англебер и др.). Передававшиеся из поколения в поколение традиции исполнительской культуры, композиторской техники достигли наивысшего расцвета в творчестве Ф. Куперена, которого уже современники стали называть великим.
Куперен родился в семье с давними музыкальными традициями. Службу органиста в соборе Сен-Жерве, унаследованную от отца — Шарля Куперена, известного во Франции композитора и исполнителя, Франсуа сочетал со службой при королевском дворе. Исполнение многочисленных и разнообразных обязанностей (сочинение музыки для церковной службы и придворных концертов, выступления в качестве солиста и аккомпаниатора и др.) до предела заполняли жизнь композитора. Куперен также давал уроки членам королевской семьи: «...Вот уже двадцать лет я имею честь состоять при короле и обучать почти одновременно его высочество дофина, герцога Бургундского и шестерых принцев и принцесс королевского дома...» В конце 1720-х гг. Куперен пишет свои последние пьесы для клавесина. Тяжелая болезнь вынудила его оставить творческую деятельность, прекратить службу при дворе и в церкви. Должность камер-музыканта перешла к его дочери — Маргарите-Антуанетте.
Основу творческого наследия Куперена составляют произведения для клавесина — более 250 пьес, изданных в четырех сборниках (1713, 1717, 1722, 1730). Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, Куперен создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, отточенностью миниатюрных форм (рондо или вариации), обилием орнаментальных украшений (мелизмов), отвечающих природе клавесинной звучности. Этот изысканно-филигранный стиль во многом родствен стилю рококо во французском искусстве XVIII в. Французская безупречность вкуса, чувство меры, нежная игра красок и звучностей господствуют в музыке Куперена, исключая повышенную экспрессию, сильные и открытые проявления эмоций. «Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня». Куперен связывает свои пьесы в ряды (ordre) - свободные вереницы разнохарактерных миниатюр. Большинство пьес имеет программные названия, отражающие богатство фантазии композитора, образно-конкретную направленность его мышления. Это женские портреты («Недотрога», «Шалунья», «Сестра Моника»), пасторальные, идиллические сцены, пейзажи («Тростники», «Рождающиеся лилии»), пьесы-характеристики лирических состояний («Сожаления», «Нежные томления»), театральные маски («Сатиры», «Арлекин», «Проделки фокусников») и т. п. В предисловии к первому сборнику пьес Куперен пишет: «Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определенный предмет — различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении». Находя для каждой миниатюры свой, индивидуальный штрих, Куперен создает бесконечное множество вариантов клавесинной фактуры — детально разработанной, воздушной, ажурной ткани.
Инструмент, весьма ограниченный в своих выразительных возможностях, становится у Куперена гибким, чутким, по-своему красочным.
Обобщением богатейшего опыта композитора и исполнителя, мастера, досконально знающего возможности своего инструмента, явился трактат Куперена «Искусство игры на клавесине» (1761), а также авторские предисловия к сборникам клавесинных пьес.
Композитора более всего интересует специфика инструмента; он уточняет характерные исполнительские приемы (особенно при игре на двух клавиатурах), расшифровывает многочисленные украшения. «Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличивать, ни уменьшать силу звука, я всегда буду признателен тем, кто благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным. К этому же стремились мои предшественники, не говоря уже о прекрасной композиции их пьес. Я попытался усовершенствовать их открытия».
Большой интерес представляет камерно-инструментальное творчество Куперена. Два цикла концертов «Королевские концерты» (4) и «Новые концерты» (10, 1714-15), написанные для небольшого ансамбля (секстета), исполнялись в придворных концертах камерной музыки. Трио-сонаты Куперена (1724-26) возникли под впечатлением трио-сонат А. Корелли. Своему любимому композитору Куперен посвятил трио-сонату «Парнас, или Апофеоз Корелли». Характерные названия и даже целые развернутые сюжеты — всегда остроумные, оригинальные - встречаются и в камерных ансамблях Куперена. Так, в программе трио-сонаты «Апофеоз Люлли» отразились модные в то время споры о преимуществах французской и итальянской музыки.
Серьезность и возвышенность мыслей отличает духовную музыку Куперена — органные мессы (1690), мотеты, 3 предпасхальные обедни (1715).
Уже при жизни Куперена его произведения были широко известны за пределами Франции. Величайшие композиторы находили в них образцы ясного, классически отточенного клавесинного стиля. Так, И. Брамс называл в числе учеников Куперена — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти. Связи с клавесинным стилем французского мастера обнаруживаются в фортепианных произведениях И. Гайдна, В. А. Моцарта и молодого Л. Бетховена. Традиции Куперена на совершенно иной образной и интонационной основе возродились на рубеже XIX-XX вв. в творчестве французских композиторов К. Дебюсси и М. Равеля (например, в сюите Равеля «Гробница Куперена».)
И. Охалова
Избранные пьесы
На протяжении XVII в. во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен и его братья, Ж. д’Англебер и др.). Передававшиеся из поколения в поколение традиции исполнительской культуры, композиторской техники достигли наивысшего расцвета в творчестве Ф. Куперена, которого уже современники стали называть великим.
Куперен родился в семье с давними музыкальными традициями. Службу органиста в соборе Сен-Жерве, унаследованную от отца — Шарля Куперена, известного во Франции композитора и исполнителя, Франсуа сочетал со службой при королевском дворе. Исполнение многочисленных и разнообразных обязанностей (сочинение музыки для церковной службы и придворных концертов, выступления в качестве солиста и аккомпаниатора и др.) до предела заполняли жизнь композитора. Куперен также давал уроки членам королевской семьи: «...Вот уже двадцать лет я имею честь состоять при короле и обучать почти одновременно его высочество дофина, герцога Бургундского и шестерых принцев и принцесс королевского дома...» В конце 1720-х гг. Куперен пишет свои последние пьесы для клавесина. Тяжелая болезнь вынудила его оставить творческую деятельность, прекратить службу при дворе и в церкви. Должность камер-музыканта перешла к его дочери — Маргарите-Антуанетте.
Основу творческого наследия Куперена составляют произведения для клавесина — более 250 пьес, изданных в четырех сборниках (1713, 1717, 1722, 1730). Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, Куперен создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, отточенностью миниатюрных форм (рондо или вариации), обилием орнаментальных украшений (мелизмов), отвечающих природе клавесинной звучности. Этот изысканно-филигранный стиль во многом родствен стилю рококо во французском искусстве XVIII в. Французская безупречность вкуса, чувство меры, нежная игра красок и звучностей господствуют в музыке Куперена, исключая повышенную экспрессию, сильные и открытые проявления эмоций. «Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня». Куперен связывает свои пьесы в ряды (ordre) - свободные вереницы разнохарактерных миниатюр. Большинство пьес имеет программные названия, отражающие богатство фантазии композитора, образно-конкретную направленность его мышления. Это женские портреты («Недотрога», «Шалунья», «Сестра Моника»), пасторальные, идиллические сцены, пейзажи («Тростники», «Рождающиеся лилии»), пьесы-характеристики лирических состояний («Сожаления», «Нежные томления»), театральные маски («Сатиры», «Арлекин», «Проделки фокусников») и т. п. В предисловии к первому сборнику пьес Куперен пишет: «Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определенный предмет — различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении». Находя для каждой миниатюры свой, индивидуальный штрих, Куперен создает бесконечное множество вариантов клавесинной фактуры — детально разработанной, воздушной, ажурной ткани.
Инструмент, весьма ограниченный в своих выразительных возможностях, становится у Куперена гибким, чутким, по-своему красочным.
Обобщением богатейшего опыта композитора и исполнителя, мастера, досконально знающего возможности своего инструмента, явился трактат Куперена «Искусство игры на клавесине» (1761), а также авторские предисловия к сборникам клавесинных пьес.
Композитора более всего интересует специфика инструмента; он уточняет характерные исполнительские приемы (особенно при игре на двух клавиатурах), расшифровывает многочисленные украшения. «Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличивать, ни уменьшать силу звука, я всегда буду признателен тем, кто благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным. К этому же стремились мои предшественники, не говоря уже о прекрасной композиции их пьес. Я попытался усовершенствовать их открытия».
Большой интерес представляет камерно-инструментальное творчество Куперена. Два цикла концертов «Королевские концерты» (4) и «Новые концерты» (10, 1714-15), написанные для небольшого ансамбля (секстета), исполнялись в придворных концертах камерной музыки. Трио-сонаты Куперена (1724-26) возникли под впечатлением трио-сонат А. Корелли. Своему любимому композитору Куперен посвятил трио-сонату «Парнас, или Апофеоз Корелли». Характерные названия и даже целые развернутые сюжеты — всегда остроумные, оригинальные - встречаются и в камерных ансамблях Куперена. Так, в программе трио-сонаты «Апофеоз Люлли» отразились модные в то время споры о преимуществах французской и итальянской музыки.
Серьезность и возвышенность мыслей отличает духовную музыку Куперена — органные мессы (1690), мотеты, 3 предпасхальные обедни (1715).
Уже при жизни Куперена его произведения были широко известны за пределами Франции. Величайшие композиторы находили в них образцы ясного, классически отточенного клавесинного стиля. Так, И. Брамс называл в числе учеников Куперена — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти. Связи с клавесинным стилем французского мастера обнаруживаются в фортепианных произведениях И. Гайдна, В. А. Моцарта и молодого Л. Бетховена. Традиции Куперена на совершенно иной образной и интонационной основе возродились на рубеже XIX-XX вв. в творчестве французских композиторов К. Дебюсси и М. Равеля (например, в сюите Равеля «Гробница Куперена».)
И. Охалова
Комментариев нет:
Отправить комментарий