Антон Аренский / Anton Arensky
4 пьесы, Op.25, №3 Этюд (на китайскую тему)
4 пьесы, Op.25
4 пьесы, Op.25, №3 Этюд (на китайскую тему)
Аренский
удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!
П. Чайковский
П. Чайковский
Из новейших
— лучший Аренский, он прост, мелодичен...
Л. Толстой
Л. Толстой
Музыканты и
любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что
творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало
кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же
фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших
театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и
публикой... Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил в
семье. Отец, нижегородский врач, был музыкантом-любителем, хорошей пианисткой
была мать. Следующий этап жизни Аренского связан с Петербургом. Здесь он
продолжил занятия музыкой и в 1882 г. окончил консерваторию по классу
композиции Н. Римского-Корсакова. Занимался неровно, но проявил яркий талант и
был удостоен золотой медали. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую
консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В
Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Влияние первого стало
определяющим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом.
По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней
уничтоженной оперы «Воевода» — и появилась опера «Сон на Волге», с успехом
поставленная московским Большим театром в 1890 г. Чайковский назвал ее одной из
лучших, «а местами даже превосходной русской оперой» и добавил: «Сцена
сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез». Другая опера Аренского
«Рафаэль» — строгому Танееву казалась способной одинаково восхитить как
специалистов-музыкантов, так и публику; в дневнике этого несентиментального
человека встречаем в связи с Рафаэлем то же слово, что в признании Чайковского:
«Был тронут до слез...» Может быть, это относилось и к популярной до сих пор
Песне певца за сценой — «Страстью и негою сердце трепещет»?
Деятельность
Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал
учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе
учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний
вспоминал: «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели
технический характер». Впрочем, неровный характер Аренского — он был человеком
увлекающимся и вспыльчивым — приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал
Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах
молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева,
Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой
капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не
соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и,
лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и
интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь — туберкулез легких,
которая через несколько лет свела в могилу...
Среди
прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и
романтическую балладу «Волки», ему посвященную, и «Детские песни», и — с
наибольшим успехом — «Менестреля». В особом, распространенном в начале века
жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В.
Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке «Как хороши, как свежи
были розы...» Оценку одного из лучших произведений — Трио ре минор можно
встретить в «Диалогах» Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно,
с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна
из его вещей — знаменитое фортепианное трио». (Имена обоих композиторов
встретятся позже — на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка
балета Аренского «Египетские ночи».)
Выше других
современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности,
сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного
Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава
Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом
1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя,
сообщается: «Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли...
на двух фортепиано „Силуэты“ (Сюита Э 2. — Л. К.) Антона Степановича, которые
имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно
ему понравилась „Испанская танцовщица“ (последний номер), и он долго об ней
вспоминал». Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской
деятельности — до 1940 — 50-х гг. — сохраняли в репертуаре советские пианисты
старшего поколения, ученики Аренского — Гольденвейзер и К. Игумнов. И до сих
пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с
оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве
от замечательного сказителя — олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина
несколько былин; и две из них — о боярине Скопине-Шуйском и «Вольга и Микула» —
положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие
инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по
заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь
новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического — часто
элегического — высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны,
артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в.
прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и
мастерством.
Л. Корабельникова4 пьесы, Op.25
1. Impromptu. Andante sostenuto (B major)
2. Rêverie. Andantino (A minor)
3. Etude. Presto (G♭ major)
4. Scherzino. Allegro molto (C major)
Комментариев нет:
Отправить комментарий