Игорь Стравинский
Балет «Пульчинелла» / Pulcinella "Тарантелла"
Балет на музыку Игоря Стравинского с пением в одном акте на основе рукописи Дж. Перголези. Либретто по мотивам неаполитанской сказки начала XVIII века.
К концу 10-х годов XX века сложилось тесное содружество Стравинского и Дягилева, поверившего в молодого, еще малоизвестного композитора и заказавшего ему музыку балетов, которые принесли Стравинскому мировое признание. После того как была осуществлена постановка балетов Стравинского на русскую тематику, Дягилева увлек совершенно иной, предельно далекий от прежних тем, замысел. Его захватила Италия. Он неделями просиживал в итальянских библиотеках и архивах, собирая различные материалы. Со Стравинским Дягилев начал переговоры по поводу балета на музыку Перголези, которым оба восхищались. «Уже во время своих частых пребываний в Италии Дягилев перерыл большое количество неоконченных рукописей этого мэтра, которые он нашел в итальянских консерваториях и заказал сделать с них копии, — вспоминал Стравинский. — Он дополнил это собрание тем, что открыл позже в лондонских библиотеках. Все это составило довольно значительный материал. Дягилев показал его мне и настаивал, чтобы я вдохновился им для сочинения музыки к балету, сюжет которого был заимствован из сборника, содержащего многочисленные версии похождений Пульчинеллы...
Задача, которую я должен был выполнить, то есть написать балет на определенный сценарий с различного характера сценами, которые следовали одна за другой, требовала частых бесед с Дягилевым, Пикассо и Мясиным. Поэтому от времени до времени я приезжал к ним в Париж, где мы устанавливали все детали».
Балет «Пульчинелла» / Pulcinella "Тарантелла"
Балет на музыку Игоря Стравинского с пением в одном акте на основе рукописи Дж. Перголези. Либретто по мотивам неаполитанской сказки начала XVIII века.
К концу 10-х годов XX века сложилось тесное содружество Стравинского и Дягилева, поверившего в молодого, еще малоизвестного композитора и заказавшего ему музыку балетов, которые принесли Стравинскому мировое признание. После того как была осуществлена постановка балетов Стравинского на русскую тематику, Дягилева увлек совершенно иной, предельно далекий от прежних тем, замысел. Его захватила Италия. Он неделями просиживал в итальянских библиотеках и архивах, собирая различные материалы. Со Стравинским Дягилев начал переговоры по поводу балета на музыку Перголези, которым оба восхищались. «Уже во время своих частых пребываний в Италии Дягилев перерыл большое количество неоконченных рукописей этого мэтра, которые он нашел в итальянских консерваториях и заказал сделать с них копии, — вспоминал Стравинский. — Он дополнил это собрание тем, что открыл позже в лондонских библиотеках. Все это составило довольно значительный материал. Дягилев показал его мне и настаивал, чтобы я вдохновился им для сочинения музыки к балету, сюжет которого был заимствован из сборника, содержащего многочисленные версии похождений Пульчинеллы...
Задача, которую я должен был выполнить, то есть написать балет на определенный сценарий с различного характера сценами, которые следовали одна за другой, требовала частых бесед с Дягилевым, Пикассо и Мясиным. Поэтому от времени до времени я приезжал к ним в Париж, где мы устанавливали все детали».
Ни в одном источнике не указывается автор либретто, в основу которого легла сказка «Четыре полишинеля». Судя по воспоминаниям композитора, оно создавалось коллективно всеми участниками: самим Дягилевым, Пикассо, который оформлял будущий спектакль, Л.Мясиным (1895—1979), хореографом спектакля, и, конечно, композитором. Леонид Федорович Мясин, выпускник Московского театрального училища по классу А. Горского, в 1912 году был принят в Большой театр и быстро привлек к себе внимание любителей балета. В 1914 году Дягилев пригласил его в свою труппу, а в следующем уже поручил первую постановку — балет «Ночное солнце» на сборную музыку из сочинений Римского-Корсакова. Первое время Мясин ставил жанрово-характерные балеты, к которым относится и «Пульчинелла». Спектакль готовился очень быстро: Мясин ставил танцы по эпизодам, которые композитор высылал по мере их создания. Хореография балета отличалась преобладанием характерности и комедийности. Мясин решительно изгнал из нее элевацию и лиризм, присущие балетам XIX века.
Премьера «Пульчинеллы» состоялась 15 мая 1920 года на сцене парижской Grand Opera. Балету суждена была долгая жизнь на многих сценах мира. Он был поставлен даже на советской сцене — Ф.Лопуховым — в 1926 году, когда не начались еще гонения на «чуждые народу формалистические течения в музыке». Лопухов существенно переосмыслил сюжет. Спектакль убедительно воплотил партитуру Стравинского и стал крупной вехой в творчестве Лопухова.
«Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в новой стилевой манере — неоклассицизме. Музыка балета основана на «пересоздании» произведений Перголези: Стравинский с любовью, вкусом и тактом использовал отдельные мелодии итальянского мастера, его характерные ритмические формулы, преломив их в современном духе, усложнив их собственными гармониями. В скромном, камерном оркестре зазвучали типичные для начала XVIII века жанры: осовремененные, пересозданные гением Стравинского серенада, гавот, менуэт, токката, тарантелла.Л. Михеева
Передача Михаила Казиника
Комментариев нет:
Отправить комментарий