Василий Соловьев - Седой. Избранные песни.
Вечерняя песня
Подмосковные вечера
Вечер на рейде
Вечерняя песня
Подмосковные вечера
Вечер на рейде
«Жизнь наша
всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить,
и есть, что сопережить — глубоко и вдохновенно». В этих словах заключено кредо
замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал
на протяжении всего творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше
400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки
к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам,
Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел
чувства и мысли советского человека.
В. Соловьев
родился в семье рабочего. Музыка с детства влекла к себе одаренного мальчика.
Обучаясь игре на фортепиано, он обнаружил незаурядный дар импровизации, однако
композицию стал изучать лишь в 22 года. В ту пору он работал
пианистом-импровизатором в студии художественной гимнастики. Однажды его музыку
услышал композитор А. Животов, одобрил ее и посоветовал юноше поступить в
недавно открывшийся музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище им. М. П.
Мусоргского).
Спустя 2
года Соловьев продолжил занятия по классу композиции П. Рязанова в
Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 г. В качестве дипломной работы
он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. В студенческие годы
Соловьев пробует свои силы в разных жанрах: пишет песни и романсы, фортепианные
пьесы, музыку к театральным спектаклям, работает над оперой «Мать» (по М.
Горькому). Большой радостью для молодого композитора было услышать в 1934 г. по
Ленинградскому радио свою симфоническую картину «Партизанщина». Тогда же под
псевдонимом В. Седой {Происхождение псевдонима имеет чисто семейный характер.
Отец называл сына с детства «седым» за светлый цвет волос.} вышли из печати его
«Лирические песни». Отныне Соловьев слил свою фамилию с псевдонимом и стал
подписываться «Соловьев-Седой».
В 1936 г. на
конкурсе песни, организованном Ленинградским отделением Союза советских
композиторов, Соловьеву-Седому были присуждены сразу 2 первые премии: за песню
«Парад» (ст. А. Гитовича) и «Песню о Ленинграде» (ст. Е. Рывиной). Окрыленный
успехом, он стал активно работать в песенном жанре.
Песни
Соловьева-Седого отличаются ярко выраженной патриотической направленностью. В
предвоенные годы выделились «Казачья кавалерийская», часто звучавшая в
исполнении Леонида Утесова, «Едем, братцы, призываться» (обе на ст. А.
Чуркина). Его героическую балладу «Гибель Чапаева» (ст. З. Александровой) пели
бойцы интернациональных бригад в республиканской Испании. Известный
певец-антифашист Эрнст Буш включил ее в свой репертуар. В 1940 г.
Соловьев-Седой завершил балет «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю). Много лет спустя
(1955) композитор вернулся к нему. Заново пересмотрев партитуру, он и автор
сценария С. Каплан изменили не только отдельные сцены, но и всю драматургию
балета в целом. В результате возник новый спектакль, приобретший героическое
звучание, близкое гениальной повести Гоголя.
Когда
началась Великая Отечественная война, Соловьев-Седой сразу же отложил в сторону
все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. Осенью
1941 г. с небольшой группой ленинградских музыкантов композитор приехал в
Оренбург. Здесь он организовал эстрадный театр «Ястребок», вместе с которым был
направлен на Калининский фронт, в район Ржева. За первые полтора месяца,
проведенных на фронте, композитор хорошо узнал жизнь советских солдат, их думы
и чувства. Здесь он понял, что «задушевность и даже грусть могут быть не менее
мобилизующими и не менее нужными бойцам». Постоянно звучали на фронте «Вечер на
рейде» (ст. А. Чуркина), «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» (ст. В.
Лебедева-Кумача), «Соловьи» (ст. А. Фатьянова) и др. Не менее популярными были
и шуточные песни — «На солнечной поляночке» (ст. А. Фатьянова), «Как за Камой
за рекой» (ст. В. Гусева).
Отгремела
военная гроза. Соловьев-Седой вернулся в свой родной Ленинград. Но, как и в
годы войны, композитор не мог долго оставаться в тиши своего кабинета. Его
тянуло к новым местам, к новым людям. Василий Павлович много ездил по стране и
за рубеж. Эти поездки давали богатый материал для его творческой фантазии. Так,
будучи в 1961 г. в ГДР, он написал вместе с поэтом Е. Долматовским волнующую
«Балладу об отце и сыне». В основе «Баллады» лежит действительный случай,
происшедший у могилы солдат и офицеров на территории Западного Берлина. Поездка
в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений: оперетты
«Олимпийские звезды» (1962) и балета «В порт вошла «Россия» (1963).
В
послевоенные годы Соловьев-Седой по-прежнему уделял основное внимание песням. Широкое
признание завоевали «Солдат — всегда солдат» и «Баллада о солдате» (ст. М.
Матусовского), «Марш нахимовцев» (ст. Н. Глейзарова), «Если бы парни всей
земли» (ст. Е. Долматовского). Но, пожалуй, наибольший успех выпал на долю
песен «Где же вы теперь, друзья-однополчане» из цикла «Сказ о солдате» (ст. А.
Фатьянова) и «Подмосковные вечера» (ст. М. Матусовского) из кинофильма «В дни
спартакиады». Эта песня, получившая первую премию и Большую золотую медаль на
Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. в
Москве, приобрела широчайшую известность.
Немало
превосходных песен написал Соловьев-Седой для кинофильмов. Сойдя с экрана, они
сразу же были подхвачены народом. Таковы «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы
пилоты», задушевная лирическая «На лодке», мужественная, полная энергии «В
путь». Ярким песенным мелодизмом проникнуты также оперетты композитора. Лучшие
из них — «Самое заветное» (1951), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного
причала» (1970) — были с успехом поставлены во многих городах нашей страны и за
рубежом.
Приветствуя
Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал:
«Соловьев-Седой — это советская песня нашего времени. Это подвиг военного
времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к
Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича,
эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне
Великой Отечественной...»
М.
Комиссарская
Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Чуркин
Город над вольной
Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Здесь проходила,
друзья,
Юность комсомольская моя.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
Юность комсомольская моя.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
С этой поры огневой
Где бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Где бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Песня летит над Невой,
Засыпает город дорогой,
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград!
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград.
Засыпает город дорогой,
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград!
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград.
Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: М. Матусовский
(из кинофильма "В дни Спартакиады")
Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня,
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
А рассвет уже все заметнее,
Так, пожалуйста, будь добра:
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.
Все здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня,
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
А рассвет уже все заметнее,
Так, пожалуйста, будь добра:
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.
Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Чуркин
Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман
И берег родной целует волна
И тихо доносит бaян.
Припев.
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман
И берег родной целует волна
И тихо доносит бaян.
Припев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий