Herbert von Karajan / Герберт фон Караян
W.A. Mozart. Symphony No. 40 KV 550
W.A. Mozart. Symphony No. 40 KV 550
Герберт фон Караян (нем. Herbert von Karajan; 5 апреля 1908, Зальцбург,
Австро-Венгрия — 16 июля 1989 Аниф, Австрия)— австрийский дирижёр. Работал с Берлинским
филармоническим оркестром на протяжении 35 лет. Оставил после себя одну из
самых обширных дискографий.
Австрийский
дирижёр. Учился в зальцбургском «Моцартеуме» и венской Академии музыки и
сценических искусств. Работу дирижёра начинал в театрах Ульма (дебютировал в
1929 году в «Свадьбе Фигаро»), Ахена (1933-1940), Берлина (1938-1942). Первый
большой успех — постановка «Тристана и Изольды» в Венской государственной опере
(1937). В 1938 поставил «Фиделио» в Берлине. В 1941-44 годах Караян руководил
Берлинской государственной капеллой. С 1947 дирижёр (с 1949 директор) Общества
друзей музыки в Вене. В 1948 впервые выступил в Ла Скала («Свадьба Фигаро»), в
1954 там же исполнил оперу «Лючия ди Ламмермур» с Марией Каллас в заглавной
партии. Ведущий дирижёр фестивалей в Зальцбурге (художественный руководитель в
1957-60 и 1964-88 годах), Байрёйте, Эдинбурге (1953-54), Люцерне (1947-56).
В 1950-60-е
годы Караяна называли «генералмузикдиректором Европы». С 1955 года (после
смерти Фуртвенглера) до конца жизни руководил Берлинским филармоническим
оркестром. В 1957-64 годах был руководителем Венской государственной оперы
(среди лучших постановок «Отелло», «Парсифаль», «Тристан и Изольда» и другие).
В 1967 году Караян основал Зальцбургский пасхальный фестиваль. Выступал в
Метрополитен Опера (среди постановок на сцене этого театра оперы «Валькирия»,
1967; «Тоска», 1988 и другие). Первый исполнитель оперы Орфа «Триумф Афродиты»
(1953, Милан) и других. Осуществил ряд значительных оперных постановок, в том
числе «Борис Годунов», 1965; «Мистерия конца времени» Орфа, 1973; обе —
Зальцбург).
Герберт фон
Караян — дирижёр и постановщик фильмов «Паяцы», «Кармен» , «Девятая симфония Л.
Бетховена». Сотрудничал с Ф. Дзеффирелли, с которым поставил в Ла Скала «Богему
(1963), «Травиату» (1964). В 1969 учредил Фонд имени Караяна, на средства
которого проводятся конкурсы молодых дирижёров и оркестров. В 1983 ЮНЕСКО
учреждён Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития
музыкального искусства.
Герберт фон
Караян — выдающийся музыкант XX века. Записал практически весь свой обширный
репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа.
Среди записей оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (солисты Шварцкопф, Штрайх,
Прей и другие, EMI), «Парсифаль» Вагнера (солисты П. Гофман, Ван Дам, Моль и
другие, Deutsche Grammophon), «Дон Карлос» (солисты Каррерас, Френи,
Каппуччилли, Бальтса, Гяуров, Р. Раймонди, EMI), «Мадам Баттерфляй» (солисты
Френи, Паваротти, Decca) и другие.
Моцарт.
Симфония №40, соль минор, KV 550.
Вторая из
написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как
и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в
большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка
не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из
частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об
этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от предшествующей,
светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции,
соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии Керубино
«Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским
чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX
века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного
состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако
отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.
Первая часть
начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть
задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто
молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой
арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная
партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная
тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и
тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов.
Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации.
Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит
успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как
побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона,
подчиняясь общей тональности части.
Во второй
части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее
Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму.
Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию —
главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив,
постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая
мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых.
В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но
здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.
Третья часть
— менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают
черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном
ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и
флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в
трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные
пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
Стремительный
финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний
жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие,
столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в
симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой
внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая,
лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной
мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь
закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную,
мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь
заключительные такты симфонии приносят утверждение.
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий