Ottorino Respighi / Отторино Респиги
Gli Uccelli.The Birds. Птицы. P.154 №5 «Il cucù» (after Bernardo Pasquini) / Кукушка
Gli Uccelli.The Birds. Птицы. P.154 №5 «Il cucù» (after Bernardo Pasquini) / Кукушка
1. Preludio
da Bernardo Pasquini
2. La
Colomba da Jacques de Gallot
3. La
Gallina da Jean-Philippe Rameau
4. L'Usignuolo
da un anonimo inglese
5. Il
Cucù da Bernardo Pasquini
В сюите «Gli uccelli» / Птицы каждая часть имеет "птичье" название и цитируются темы композиторов прошлого.
Отторино
Респиги (итал. Ottorino Respighi; 9 июля 1879, Болонья —
18 апреля 1936, Рим) — итальянский композитор. Основное значение в
наследии Респиги имеет музыка для симфонического оркестра.
В историю
итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких
программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).
Будущий
композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец —
пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В
1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф.
Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи.
С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых
своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.
В 1901 г. в
качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с
итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н.
Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого
посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился
заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под
руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для
оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его
учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это,
композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у
М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной
труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом
знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские
оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста.
Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском
университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает
пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.
Респиги —
один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы
итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача
Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской
филармонии.
В 1914 г.
Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха.
Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в
первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической
трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж.
Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто
первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый
же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его
непревзойденным искусством инструментовки».
Знакомство с
И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение
для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет
«Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.
С 1921 г.
Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует
и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца
жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее
директором.
В
симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника
письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия,
«Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам,
т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы
григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в
миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано,
«Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер
«Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К.
Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка
пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.
В. Ильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий