Louis Moreau Gottschalk / Луи Моро Готшалк
Grand Tarantella
Луи Моро Готшалк (Готчок) (фр. Louis Moreau англ. Gottschalk; 8 мая 1829 — 18 декабря 1869) — американский пианист и композитор, известный своими романтическими фортепианными произведениями. Большую часть своей творческой карьеры провёл за пределами родной страны.
Родился в Новом Орлеане, его отцом был еврей-бизнесмен из Лондона, матерью — креолка. Некоторое время его семья, в которой было помимо него ещё шесть детей, жила во Французском квартале города, затем Луи переехал к своей бабушке по материнской линии, имевшей гаитянское происхождение, на 518 Conti Street. Игрой на фортепиано увлекался с раннего детства, известность среди местной буржуазии получил ещё в детском возрасте, а его дебют на сцене как пианиста произошёл в 1840 году.
В 1842 году, в возрасте 13 лет, Готшалк покинул США и отправился в Европу получать образование. Готшалк хотел изучать музыку, но в приёме в Парижскую консерваторию ему отказали — по преданию, руководитель фортепианного класса Пьер Циммерман отказался от прослушивания со словами: «Америка — это страна паровых моторов». Тем не менее, Готшалк смог получить доступ к музыкальному образованию благодаря связям своего отца: частные уроки ему давали известные парижские специалисты Шарль Алле, Камиль Стамати и Пьер Мальдан. В 1845 г. Готшалк дебютировал в Париже с концертом, а на рубеже 1840-50-х гг. уже гастролировал по Франции, Испании и Швейцарии.
В 1853 году вернулся в США, но почти сразу же отправился путешествовать по странам Центральной и Южной Америки и к 1860-м годам считался самым известным пианистом Нового света. Свой родной город он посещал лишь изредка, но всегда и везде представлялся новоорлеанцем. В мае 1865 года пресса Сан-Франциско писала о нём как о человеке, который проехал 95000 миль по железной дороге и дал тысячу концертов. Жил в Южной Америке. Там он продолжил давать частные концерты и, видимо, в 1869 году заразился малярией, потеряв сознание на одном из концертов. Готшалк умер спустя три недели в возрасте 40 лет. В 1870 году его останки были переданы в США и захоронены в Нью-Йорке. На его могиле был установлен памятник, разрушенный вандалами в 1959 году.
Его композиции для фортепьяно — как, например, баллады, pensée poétique, danse ossianique, le bananier, chanson nègre, — носили салонный характер.
В 1964 году хореограф Джордж Баланчин поставил на музыку тарантеллы Готшалка виртуозное па-де-де для Патрисии Макбрайд и Эдуарда Виллела. Говоря о музыке для балета, он охарактеризовав её как „восхитительную вещь, полную скорости и настроения“. Большая тарантелла для фортепьяно и оркестра была восстановлена и оркестрована композитором Херши Кеем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий