Arcangelo Corelli / Арканджело Корелли
Henri Vieuxtemps / Анри Вьётан
Арканджело Корелли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653 , Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — великий итальянский скрипач и композитор.
Первая половина его жизни известна мало; достоверно, что он был учеником певца Папской капеллы в Риме М. Симонелли (после 1618 - 1696, ученик В. Мадзокки), скрипачей Дж. Бенвенути, Л. Бруньоли (ученики Э. Гайбары), и, вероятно, Б. Дж. Лауренти и Дж. Б. Бассани. С 1681 жил в Риме у мецената кардинала Оттобони безбедно до самой своей смерти.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Корелли достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Воздействие Арканджело Корелли на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.
Arcangelo Corelli, 12 Concerti Grossi, Op. 6, Concerto No. 1 In D Major
Henri Vieuxtemps / Анри Вьётан
Арканджело Корелли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653 , Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — великий итальянский скрипач и композитор.
Первая половина его жизни известна мало; достоверно, что он был учеником певца Папской капеллы в Риме М. Симонелли (после 1618 - 1696, ученик В. Мадзокки), скрипачей Дж. Бенвенути, Л. Бруньоли (ученики Э. Гайбары), и, вероятно, Б. Дж. Лауренти и Дж. Б. Бассани. С 1681 жил в Риме у мецената кардинала Оттобони безбедно до самой своей смерти.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Корелли достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Воздействие Арканджело Корелли на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.
Arcangelo Corelli, 12 Concerti Grossi, Op. 6, Concerto No. 1 In D Major
Анри
Вьётан
(фр. Henri Vieuxtemps; 17 февраля 1820, Вервье, провинция Льеж,
Бельгия — 6 июня 1881, Мустафа, Алжир) — бельгийский скрипач и
композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.
Вьётан
родился в семье отставного офицера, занимавшегося изготовлением и настройкой
скрипок. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на
скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим
позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая
недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей.
При помощи М. Женена, мальчик продолжил учиться у
Л. Ж. Леклу-Дежонка, скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827
года Анри выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье,
затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант
обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для
него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в
Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году.
В 1833 году Вьётан начинает
гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные
отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о
Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы
словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя
некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835
году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина
Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач,
одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых
нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит
свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана:
концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт,
а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс и «Воспоминания о России».
Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа
Серве, соотечественником и другом Вьётана.
В 1844 году Вьётан женился на
пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в
концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан
наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был
принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.
С 1846 года Вьётан жил и работал в Санкт-Петербурге,
где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием.
Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый концерт, Вьетан
вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную деятельность.
Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только Европу, но также
Турцию и Америку.
В 1866 году Вьётан лишился отца, а
в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за
шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его
здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться
педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской
консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер
и композитор Эжен Изаи. В 1873 году после инсульта и последовавшего паралича
левой половины тела, он вынужден был покинуть свою должность. Частично
восстановив здоровье, Вьётан, тем не менее, отказывается от продолжения карьеры
концертирующего скрипача и занимается композицией и отчасти преподаванием. В
1878 году скрипач поселился в Алжире, где и умер три года спустя от очередного
инсульта.
Вьётан — автор многочисленных
сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи
концертов с оркестром, Большой сонаты для фортепиано и скрипки, Сюиты в
старинном стиле, ряда фантазий, вариаций, концертных этюдов, Романсов без слов
и других пьес.
Широкой известностью пользуется его
переложение для скрипки известного романса Алябьева «Соловей».
В 1898 году в Вервье композитору
был поставлен памятник работы скульптора Ромбо. В Бельгии в честь столетия со
дня рождения Анри Вьётана был учрежден конкурс его имени, который с тех пор
проводится регулярно.
Скрипка, на которой играл Вьётан,
Гварнери 1741 года, была выставлена на продажу летом 2010 года. Запрошенная
цена: 18 миллионов долларов. Если найдётся покупатель, готовый заплатить эту
сумму, и сделка состоится, то скрипка Вьётана станет самым дорогим музыкальным
инструментом в мире.
Henri Vieuxtemps, Elegia op.30
Комментариев нет:
Отправить комментарий