Cécile Chaminade / Сесиль Шаминад
Sérénade espagnole, Op.150
С успехом концертировала как пианист во Франции, Великобритании и США.
С раннего детства, - а родилась Сесиль Луиз Стефани в Париже 8 августа 1857 года, - девочка проявила незаурядные музыкальные способности. Мать, сама прекрасная пианистка, была ее первым учителем. Живший по соседству и частенько захаживающий к ним молодой Жорж Бизе был настолько восхищен талантом Сесиль, что называл ее не иначе, как "мой маленький Моцарт". Он же посоветовал матери показать девочку профессору парижской консерватории по фортепиано Ле Куппе. Тот, в свою очередь изумленный даром ребенка, тут же предложил зачислить Сесиль в его класс.
Но тут прозвучал грозный окрик отца - управляющего парижским филиалом одного солидного английского страхового общества: предназначение девушки из семьи буржуа - быть супругой и матерью! И никакой консерватории! Но, все же, "для себя" ей разрешено было продолжать заниматься музыкой частным порядком на дому, для чего были приглашены ведущие педагоги все той же консерватории - тот же Ле Куппе (фортепиано), Савар (гармония) и Годар (композиция).
К тому же, в доме Шаминад регулярно устраивались музыкальные салоны на которые бывали приглашаемы лучшие музыканты того времени. Стареющий Лист, на одном из таких вечеров, говорят, даже расчувствовался и изрек, что слушая девочку он вспомнает игру Шопена.
В такой вот благоприятной обстановке девочка взрослела и крепла профессионально. Но музицирование в рамках своего собственного дома становилось уже явно тесноватым и не очень интересным для ее незаурядных умений. И вот однажды, воспользовавшись отъездом отца, а также предложением завсегдатая их домашних музыкальных вечеров талантливого молодого скрипача и руководителя квартета Жозефа Марсика, Сесиль Шаминад в 20 лет решается на свое первое публичное выступление. В 1877 году в знаменитом парижском зале Плейель она принимает участие в исполнении бетховенского фортепианного трио.
Публика и пресса этот дебют встретили вполне доброжелательно. (что сказал по возвращении папаша остается тайной, но, судя по всему, смирился с неизбежным.) И уже в следующем 1878 году Ле Куппе организует сольный концерт своей любимой ученицы, полностью состоящий из ее произведений.
Плохо переносящая переезды и робкая по натуре Сесиль Шаминад стремилась, в общем-то, избегать концертных выступлений. Гораздо больше радости ей доставляло сочинение музыки.
Одно за другим появляются в эти годы ее крупные произведения - фортепианное трио, оркестровая сюита, а 23 февраля 1882 г. в домашнем салоне семьи Шаминад происходит премьерный показ комической оперы Севильянка . Опера так никогда и не была поставлена на настоящей оперной сцене, но обратила на себя внимание и несколько раз еще исполнялась в залах с фортепианным сопровождением самой Сесиль.
Все складывалось, казалось, более чем благополучно, но в 1887 г. неожиданно умирает отец и перед молодой женщиной встает проблема элементарного обеспечения жизни своей и матери. Видимо, особо богатого наследства глава семьи Шаминад после себя не оставил, так что большой дом в Париже пришлось продать, и дочь с матерью переехали в их пригородный дом в Везине, где когда-то их соседями была семья Бизе.
Следующий, 1888 год оказывается рекордным по числу премьер масштабных композиторских работ Шаминад.. 16 марта в Марселе был поставлен балет "Каллироэ", выдержавший впоследствии более двухсот представлений на сцене Нью-Йорской "Метроплитен опера". Один из номеров балета - "Танец шарфа" (Scarf Dance) - стал одной из самых популярных пьес Шаминад, суммарный тираж изданий этой пьесы превысил пять миллионов экземпляров
А 18 апреля в Антверпене состоялась премьера сразу двух ее крупных произведений - Концертштюка для ф-но с оркестром (также очень популярного впоследствии) и Лирической симфонии с хором "Амазонки".
Но этот же год оказался и последним, когда Сесиль сочиняла и показывала вещи такого масштаба.
Необходимость зарабатывать деньги заставила сделать выбор в пользу так нелюбимой ею концертной деятельности. И творчество было подчинено теперь сугубо практической цели - сочинению небольших эффектных пьес, составляющих основу ее концертного репертуара. Да и у нотоиздателей музыка такого "формата" пользовалась неизменным спросом, так как была очень популярна среди массы любителей домашнего музицирования. По контракту со своим издателем Сесиль Шаминад обязалась сочинять по 12 пьес в год.
Единственным исключением стало написанное в 1902 году Концертино для флейты с оркестром op. 107, но и оно появилось лишь благодаря заказу парижской консерватории. Сюда же можно отнести и изданную в 1895 году фортепианную сонату, однако, судя по номеру опуса - 21, написана она была многим раньше.
Надо сказать, что Шаминад была очень востребованной пианисткой и композитором в последнее десятилетие 19 века. В первые же свои гастроли по Англии она сумела стать любимицей не только английской публики, но и самой королевы Виктории, и с тех пор регулярно получала персональные приглашения в Виндзор. А когда в 1901 году королева скончалась, на ее похоронах игралась музыка именно Шаминад.
Она объездила с концертами всю Европу вплоть до Турции и Греции, а в сезоне 1907-1908 дала 25 концертов и за океаном - в США и Канаде. Успех был огромен и за одно только выступление в Карнеги-холее она заработала почти рекордные для того времени $5000.
Мало того, еще задолго до приезда Шаминад в Америку там приблизительно с 1900 года начали создаваться общества ее имени (!). К 1904 году таких фан-клубов насчитывалось в США уже порядка 200 и движение это продолжалось вплоть до 30-х годов 20 века.
Причиной такого необычного почитания Шаминад явились не только и, наверное, не столько музыкальные достоинства пианистки и композитора (хотя и без них, конечно, не обошлось), сколько то, что сама ее фигура как нельзя лучше отвечала актуальным требованиям времени, где на повестке дня предельно остро стоял вопрос о месте и роли женщины в обществе. Сесиль Шаминад, добившаяся столь многого в "мире мужчин", сама того не ведая, стала для многих живым воплощением идеалов феминистского движения, своего рода святым покровителем его и образцом для подражания.
И даже имя ее было превращено в некий символ, своеобразное кредо, аккумулирующее цели и идеалы.
Ей суждено было прожить не один десяток лет. Ее еще помнили и уважали, - в 1913 году Шаминад первая из композиторов-женщин была удостоена высшей награды Франции - Ордена Почетного Легиона, но времена и стили неотвратимо менялись и мода на ее музыку постепенно отходила в тень. С началом Первой Мировой войны Сесиль Шаминад и вовсе отложила творческую деятельность и, живя в это время под Тулоном на вилле, купленной ее мужем, предпочла работать в близлежащем госпитале простой медсестрой.
После войны она некоторое время еще продолжала изредка выступать, но ухудшающееся здоровье позволяло это делать все реже и реже. В 1938 году, почти в 80-летнем возрасте, Сесиль Шаминад перенесла операцию по ампутации ступни левой ноги. Умерла она в разгар Второй Мировой войны 13 апреля 1944 года, и конечно в мире, обеспокоенным глобальными потрясениями, мало кто обратил внимание на смерть 87-летней старушки.
Пожалуй, только в Америке ее еще помнили. 1 мая 1944 в журнале Time был опубликован некролог. Вот, что там, в частности, говорилось:
"В Монте Карло на прошлой неделе пришла смерть к самой известной из когда либо живших женщин-композиторов. Немощная, седая, 86-летняя Сесиль Луиз Стефани Шаминад более десяти последних лет была прикована к постели болезнью костей. Лишенная своих авторских гонораров в результате немецкой оккупации (ее еврейские издатели в Париже были уничтожены), она умерла в относительной неизвестности. Эра популярности ее хрупких небольших фортепианных пьес давно закончилась. Всегда легкий мелодист, Шаминад быстро составила список из более чем 550 композиций, которые стоят в таком же отношении к Фредерику Шопену, как земляничная содовая к коньяку. Многие из них получили международное признание..."
Наверное, добрая ирония к музыке Шаминад с высоты пройденных лет и имеет право на существование, и, наверное, в отношении к самым высоким образцам мировой музыки ее творчество выглядит несколько архаичным и не достаточно глубоким, но, все же, право, в ее мелодиях есть масса очарования, вдохновения и неподдельного чувства, чтобы играть и слушать их и теперь с истинным удовольствием.
Sérénade espagnole, Op.150
Сесиль Шаминад (фр. Cécile Chaminade, 8 августа 1857, Париж — 13 апреля 1944, Монте-Карло)
— французский композитор и пианист.
Брала частные уроки музыки, её талант заметили и поощрили Сен-Санс, Шабрие, Бизе.
В 1888 г. представила публике три своих сочинения, положивших начало ее
известности, — балет «Каллироя», Концертштюк для фортепиано и оркестра и
драматическую симфонию с хорами «Амазонки». Ей принадлежат Сюита для оркестра (1881),
комическая опера «Севильянка» (1882), Трио № 2 для скрипки, виолончели и
фортепиано (1887), Концертино для флейты (1902). Кроме того, Шаминад — автор
многочисленных фортепианных сочинений, песен и романсов в духе романтизма на
стихи Ронсара, Гюго, Мюссе, Готье, Ж. Верна, Ришпена, Сюлли-Прюдома и др.С успехом концертировала как пианист во Франции, Великобритании и США.
С раннего детства, - а родилась Сесиль Луиз Стефани в Париже 8 августа 1857 года, - девочка проявила незаурядные музыкальные способности. Мать, сама прекрасная пианистка, была ее первым учителем. Живший по соседству и частенько захаживающий к ним молодой Жорж Бизе был настолько восхищен талантом Сесиль, что называл ее не иначе, как "мой маленький Моцарт". Он же посоветовал матери показать девочку профессору парижской консерватории по фортепиано Ле Куппе. Тот, в свою очередь изумленный даром ребенка, тут же предложил зачислить Сесиль в его класс.
Но тут прозвучал грозный окрик отца - управляющего парижским филиалом одного солидного английского страхового общества: предназначение девушки из семьи буржуа - быть супругой и матерью! И никакой консерватории! Но, все же, "для себя" ей разрешено было продолжать заниматься музыкой частным порядком на дому, для чего были приглашены ведущие педагоги все той же консерватории - тот же Ле Куппе (фортепиано), Савар (гармония) и Годар (композиция).
К тому же, в доме Шаминад регулярно устраивались музыкальные салоны на которые бывали приглашаемы лучшие музыканты того времени. Стареющий Лист, на одном из таких вечеров, говорят, даже расчувствовался и изрек, что слушая девочку он вспомнает игру Шопена.
В такой вот благоприятной обстановке девочка взрослела и крепла профессионально. Но музицирование в рамках своего собственного дома становилось уже явно тесноватым и не очень интересным для ее незаурядных умений. И вот однажды, воспользовавшись отъездом отца, а также предложением завсегдатая их домашних музыкальных вечеров талантливого молодого скрипача и руководителя квартета Жозефа Марсика, Сесиль Шаминад в 20 лет решается на свое первое публичное выступление. В 1877 году в знаменитом парижском зале Плейель она принимает участие в исполнении бетховенского фортепианного трио.
Публика и пресса этот дебют встретили вполне доброжелательно. (что сказал по возвращении папаша остается тайной, но, судя по всему, смирился с неизбежным.) И уже в следующем 1878 году Ле Куппе организует сольный концерт своей любимой ученицы, полностью состоящий из ее произведений.
Плохо переносящая переезды и робкая по натуре Сесиль Шаминад стремилась, в общем-то, избегать концертных выступлений. Гораздо больше радости ей доставляло сочинение музыки.
Одно за другим появляются в эти годы ее крупные произведения - фортепианное трио, оркестровая сюита, а 23 февраля 1882 г. в домашнем салоне семьи Шаминад происходит премьерный показ комической оперы Севильянка . Опера так никогда и не была поставлена на настоящей оперной сцене, но обратила на себя внимание и несколько раз еще исполнялась в залах с фортепианным сопровождением самой Сесиль.
Все складывалось, казалось, более чем благополучно, но в 1887 г. неожиданно умирает отец и перед молодой женщиной встает проблема элементарного обеспечения жизни своей и матери. Видимо, особо богатого наследства глава семьи Шаминад после себя не оставил, так что большой дом в Париже пришлось продать, и дочь с матерью переехали в их пригородный дом в Везине, где когда-то их соседями была семья Бизе.
Следующий, 1888 год оказывается рекордным по числу премьер масштабных композиторских работ Шаминад.. 16 марта в Марселе был поставлен балет "Каллироэ", выдержавший впоследствии более двухсот представлений на сцене Нью-Йорской "Метроплитен опера". Один из номеров балета - "Танец шарфа" (Scarf Dance) - стал одной из самых популярных пьес Шаминад, суммарный тираж изданий этой пьесы превысил пять миллионов экземпляров
А 18 апреля в Антверпене состоялась премьера сразу двух ее крупных произведений - Концертштюка для ф-но с оркестром (также очень популярного впоследствии) и Лирической симфонии с хором "Амазонки".
Но этот же год оказался и последним, когда Сесиль сочиняла и показывала вещи такого масштаба.
Необходимость зарабатывать деньги заставила сделать выбор в пользу так нелюбимой ею концертной деятельности. И творчество было подчинено теперь сугубо практической цели - сочинению небольших эффектных пьес, составляющих основу ее концертного репертуара. Да и у нотоиздателей музыка такого "формата" пользовалась неизменным спросом, так как была очень популярна среди массы любителей домашнего музицирования. По контракту со своим издателем Сесиль Шаминад обязалась сочинять по 12 пьес в год.
Единственным исключением стало написанное в 1902 году Концертино для флейты с оркестром op. 107, но и оно появилось лишь благодаря заказу парижской консерватории. Сюда же можно отнести и изданную в 1895 году фортепианную сонату, однако, судя по номеру опуса - 21, написана она была многим раньше.
Надо сказать, что Шаминад была очень востребованной пианисткой и композитором в последнее десятилетие 19 века. В первые же свои гастроли по Англии она сумела стать любимицей не только английской публики, но и самой королевы Виктории, и с тех пор регулярно получала персональные приглашения в Виндзор. А когда в 1901 году королева скончалась, на ее похоронах игралась музыка именно Шаминад.
Она объездила с концертами всю Европу вплоть до Турции и Греции, а в сезоне 1907-1908 дала 25 концертов и за океаном - в США и Канаде. Успех был огромен и за одно только выступление в Карнеги-холее она заработала почти рекордные для того времени $5000.
Мало того, еще задолго до приезда Шаминад в Америку там приблизительно с 1900 года начали создаваться общества ее имени (!). К 1904 году таких фан-клубов насчитывалось в США уже порядка 200 и движение это продолжалось вплоть до 30-х годов 20 века.
Причиной такого необычного почитания Шаминад явились не только и, наверное, не столько музыкальные достоинства пианистки и композитора (хотя и без них, конечно, не обошлось), сколько то, что сама ее фигура как нельзя лучше отвечала актуальным требованиям времени, где на повестке дня предельно остро стоял вопрос о месте и роли женщины в обществе. Сесиль Шаминад, добившаяся столь многого в "мире мужчин", сама того не ведая, стала для многих живым воплощением идеалов феминистского движения, своего рода святым покровителем его и образцом для подражания.
И даже имя ее было превращено в некий символ, своеобразное кредо, аккумулирующее цели и идеалы.
Ей суждено было прожить не один десяток лет. Ее еще помнили и уважали, - в 1913 году Шаминад первая из композиторов-женщин была удостоена высшей награды Франции - Ордена Почетного Легиона, но времена и стили неотвратимо менялись и мода на ее музыку постепенно отходила в тень. С началом Первой Мировой войны Сесиль Шаминад и вовсе отложила творческую деятельность и, живя в это время под Тулоном на вилле, купленной ее мужем, предпочла работать в близлежащем госпитале простой медсестрой.
После войны она некоторое время еще продолжала изредка выступать, но ухудшающееся здоровье позволяло это делать все реже и реже. В 1938 году, почти в 80-летнем возрасте, Сесиль Шаминад перенесла операцию по ампутации ступни левой ноги. Умерла она в разгар Второй Мировой войны 13 апреля 1944 года, и конечно в мире, обеспокоенным глобальными потрясениями, мало кто обратил внимание на смерть 87-летней старушки.
Пожалуй, только в Америке ее еще помнили. 1 мая 1944 в журнале Time был опубликован некролог. Вот, что там, в частности, говорилось:
"В Монте Карло на прошлой неделе пришла смерть к самой известной из когда либо живших женщин-композиторов. Немощная, седая, 86-летняя Сесиль Луиз Стефани Шаминад более десяти последних лет была прикована к постели болезнью костей. Лишенная своих авторских гонораров в результате немецкой оккупации (ее еврейские издатели в Париже были уничтожены), она умерла в относительной неизвестности. Эра популярности ее хрупких небольших фортепианных пьес давно закончилась. Всегда легкий мелодист, Шаминад быстро составила список из более чем 550 композиций, которые стоят в таком же отношении к Фредерику Шопену, как земляничная содовая к коньяку. Многие из них получили международное признание..."
Наверное, добрая ирония к музыке Шаминад с высоты пройденных лет и имеет право на существование, и, наверное, в отношении к самым высоким образцам мировой музыки ее творчество выглядит несколько архаичным и не достаточно глубоким, но, все же, право, в ее мелодиях есть масса очарования, вдохновения и неподдельного чувства, чтобы играть и слушать их и теперь с истинным удовольствием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий