Carl Czerny / Карл Черни
Variations
On The Aria "La Ricordanza“ by Pierre Rode, Op.33
Piano Sonata No.2 in A minor, Op.13, I Molto allegro
Piano Sonata No.2 in A minor, Op.13, I Molto allegro
Карл Черни (нем. Carl Czerny, 21(20) февраля 1791, Вена – 15 июля 1857, там
же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в
Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием
огромного количества этюдов для фортепиано.
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни ставшего
первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в
9-летнем возрасте. В 1800 – 1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига
ван Бетховена. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
"Мы по достоинству еще не
оценили Черни", — писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в XIX веке,
справедлива и в настоящее время. По-прежнему мы располагаем весьма
ограниченными сведениями о творческих устремлениях и методических принципах
одного из виднейших музыкантов первой половины прошлого столетия. Более того,
далеко не в полном объеме известны фортепианные сочинения Черни, в том числе
сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей
игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты
второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий,
Леопольд де Мейер, Теодор Куллак, Альфред Яель и многие другие.
Перу Черни
принадлежит более тысячи произведений (861 опус) в различных жанрах, среди них
множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также
фундаментальных методических трудов. Однако даже этот перечень дает лишь
приблизительное представление о плодовитости автора: отдельные опусы включают
несколько десятков тетрадей.
В лице К. Черни гармонично сочетались и
взаимодополняли друг друга композитор, пианист, педагог, преследующий
определенные просветительские цели. Его деятельность в плане просветительства
была прежде всего направлена на пропаганду творчества глубоко почитаемого им
Бетховена, фортепианные сочинения которого составляли неотъемлемую часть
концертных программ Черни: так, в 1806 году он впервые исполнил С-dur'ный
концерт Бетховена, а в 1812 — с большим успехом Пятый, Es-dur'ный. Черни
переложил для фортепиано симфонии Бетховена, и именно ему композитор доверил
сделать фортепианный вариант единственной и страстно любимой своей оперы
"Леонора" (1805). Черни способствовал также широкому распространению
произведений выдающихся композиторов XVII — XIX веков; он аранжировал в две и в
четыре руки оратории Шютца, Генделя, кантаты И.С. Баха, симфонии Шпора, Гайдна
и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Доменико Скарлатти, "Хорошо
темперированного клавира" и других полифонических сочинений И.С. Баха.
Черни перевел на немецкий язык школу Л. Адама "Метода или общий принцип аппликатуры
на фортепиано", 4-х томный труд А. Рейхи "Полный учебник музыкальной
композиции", а также "Искусство пения в применении к фортепиано"
С. Тальберга. Черни переработал совместно с А. Мюллером клавикордную школу Г.С.
Лелейна (1773); редакция этой школы вышла в 1825 году под названием "Grose
Fortepiano-Schule". Большой заслугой Черни является и то, что им создана
своего рода фундаментальная энциклопедия "Обзор всей музыкальной
истории", где в хронологическом порядке представлены сведения о крупных композиторах
всех времен и народов. Наконец, Черни оставил и несколько поэтических опусов.
Нельзя не удивляться такой кипучей, разносторонней деятельности и столь
феноменальной работоспособности.
В жизни Черни был человеком скорее умеренным, рассудительным,
уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы ни
денег. Добротность сделанного – вот что прежде всего его подкупало в искусстве.
Не богатая внешними событиями вся жизнь Черни прошла в Вене: лишь в 1836
году он посетил Лейпциг, в 1837- Лондон и Париж, в 1846- Ломбардию. Последние
два десятилетия творческой деятельности он посвятил исключительно композиции,
аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За 10
дней до смерти, в июне 1857 года были закончены две увертюры и три сонаты.
Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни.
Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий.
Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий