Петр Ильич Чайковский / Tchaikovsky
Серенада для струнного оркестра / Serenade for Strings in C Major, Op. 48 .No 2 Вальс
Серенада для струнного оркестра / Serenade for Strings in C Major, Op. 48 .No 2 Вальс
Серенада для струнного оркестра до мажор, Op. 48 Петра Ильича Чайковского была написана композитором осенью 1880 года и посвящена композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18 (30) октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В Москве струнная серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдёрфера. В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной серенада была музыка Вольфганга Амадея Моцарта. По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».
Произведение состоит из четырёх частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски:
I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo - Allegro moderato
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
III. Elegia. Larghetto elegiaco
IV. Finale (Tema russo). Andante - Allegro con spirito - Molto meno mosso - Tempo I - Più mosso
I. Pezzo in forma di sonatina — Пьеса в форме сонатины
Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских классиков написана в тональности До мажор. В письме Фон Мекк от 24 августа 1881 года композитор так объяснил концепцию музыки этой части:
... В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, это намеренное подражание его манере, я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца...
II. Valse — Вальс
В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трёхдольный танец — вальс. Вальс написан в тональности Соль мажор
III. Elegia — Элегия
Третья часть цикла, Ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий "Пиковой дамы". На этой мелодии Чайковский построит напряжённейшую кульминационную картину оперы - в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трёх карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье. Так завершается третья часть Серенады.
IV. Finale (Tema russo) — Финал (на русскую тему)
Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий