Петр Ильич Чайковский / Tchaikovsky
Серенада для струнного оркестра / Serenade for Strings in C Major, Op. 48 .No 2 Вальс
Серенада для струнного оркестра / Serenade for Strings in C Major, Op. 48 .No 2 Вальс
Серенада для струнного
оркестра до мажор, Op. 48 Петра Ильича Чайковского была написана
композитором осенью 1880 года и посвящена композитору и виолончелисту Карлу
Альбрехту. В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения
для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18
(30) октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В Москве струнная
серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса
Эрдмансдёрфера. В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады,
характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора
образцом для его струнной серенада была музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева, по форме это
произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».
Произведение состоит из
четырёх частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски:
I.
Pezzo en forma di sonatina. Andante
non troppo - Allegro moderato
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
III. Elegia. Larghetto elegiaco
IV. Finale (Tema russo). Andante - Allegro con
spirito - Molto meno mosso - Tempo I - Più mosso
I. Pezzo in forma di
sonatina — Пьеса в форме сонатины
Первая часть цикла
«Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских
классиков написана в тональности До мажор. В письме Фон Мекк от
24 августа 1881 года композитор так объяснил концепцию музыки этой части:
... В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, это намеренное подражание его манере, я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца...
II. Valse — Вальс
В серенадах
классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой
бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил
менуэт на другой трёхдольный танец — вальс. Вальс написан в
тональности Соль мажор
III. Elegia — Элегия
Третья часть цикла, Ре
мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной
традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное
пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без
слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг
возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая
спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий "Пиковой
дамы". На этой мелодии Чайковский построит напряжённейшую кульминационную
картину оперы - в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи
тайну трёх карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его
жизнь, его счастье. Так завершается третья часть Серенады.
IV. Finale (Tema russo)
— Финал (на русскую тему)
Основная тема финала
струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под
яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии
с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала
перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая
часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий