Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах
Violin Partita No.2 in D minor / Партита для скрипки соло ре минор, BWV 1004
No.5 Chaconne / Чакона
Из всей инструментальной музыки Баха, может быть, только самые величественные органные прелюдии и фуги сравнимы с Чаконой. Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом. О Чаконе написана большая литература. И исследователями, и поэтами. Филипп Шпитта дал одну из первых ярких характеристик баховского скрипичного шедевра: "Произведение это обнаруживает не только подробнейшее знание скрипичной техники, но и полнейшее господство над фантазией, колоссальнее которой едва ли можно встретить у другого художника. Пусть помнят, что все это написано для одной только скрипки!"
Violin Partita No.2 in D minor / Партита для скрипки соло ре минор, BWV 1004
No.5 Chaconne / Чакона
Сольные сонаты и
партиты И.С. Баха — одна из вершин скрипичной музыки эпохи барокко. Этими
сочинениями великий немецкий композитор не только завершил основную линию
развития немецкого скрипичного искусства за исторический период (от истоков и
до XVIII столетия), но и создал, по существу, новый жанр инструментальной
музыки, внеся одновременно неоценимый вклад в мировую скрипичную литературу.
По мнению музыковедов,
которые рассматривают Сонаты и партиты И.С. Баха как своеобразное музыкальное
воплощение Евангелия [С.Нестеров, В.Холопова], эти сочинения представляют собой
единый сверхцикл, состоящий из трёх циклов — в соответствии с тремя группами
церковных празднеств. Каждый из трёх циклов образует пару из сонаты и партиты с
противопоставлением религиозно-философского начала светскому. Первая пара
(первый цикл) посвящена рождественским событиям, вторая (второй цикл) —
событиям Страстной недели, третья (третий цикл) — праздникам Воскресения,
утверждающим идею Вечности как вечного движения.
Кульминацией сверхцикла является Чакона — «гимн концепции преображения, завершающая евангелические сцены страдания, шествия на Голгофу, распятия и смерти Спасителя» [Нестеров, С.И. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки ХХ века].
Кульминацией сверхцикла является Чакона — «гимн концепции преображения, завершающая евангелические сцены страдания, шествия на Голгофу, распятия и смерти Спасителя» [Нестеров, С.И. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки ХХ века].
В своих 3 партитах и 3 сонатах для скрипки соло
великий мастер полифонии ставит перед собой почти невыполнимую задачу –
написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая
всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента.
Вершина баховского величия, прекрасный плод его вдохновения – знаменитая чакона
(из партиты № 2), цикл вариаций для скрипки, который биограф Баха Ф.Шпитта
характеризует как «торжество духа над материей». Скрипач существует до или
после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит
"Чакона" - чудо из чудес.
Из всей инструментальной музыки Баха, может быть, только самые величественные органные прелюдии и фуги сравнимы с Чаконой. Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом. О Чаконе написана большая литература. И исследователями, и поэтами. Филипп Шпитта дал одну из первых ярких характеристик баховского скрипичного шедевра: "Произведение это обнаруживает не только подробнейшее знание скрипичной техники, но и полнейшее господство над фантазией, колоссальнее которой едва ли можно встретить у другого художника. Пусть помнят, что все это написано для одной только скрипки!"
Существуют многочисленные фортепианные транскрипции этой
Чаконы (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её оркестровые переложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий