Zdeněk Fibich / Зденек Фибих
Poem from the Idyll At Twilight (Souvenir poétique) / "Перед вечером (В сумерки)" Симфоническая идилия Op.39
2 Scherzi / 2 Скерцо, Op.4
Poem from the Idyll At Twilight (Souvenir poétique) / "Перед вечером (В сумерки)" Симфоническая идилия Op.39
2 Scherzi / 2 Скерцо, Op.4
Замечательный чешский
композитор Зденек Фибих наряду с Бедржихом Сметаной
и Антонином Дворжаком справедливо причислен к основоположникам
национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали
с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания
ее народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях.
Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих
внес значительный вклад в развитие чешской музыкальной культуры
и особенно музыкального театра.
Композитор родился
в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии.
На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте
и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы,
связанные с миром природы. Один из самых эрудированных людей своей
эпохи, обладавший глубокими и разносторонними знаниями в области
музыки, литературы и философии, Фибих начал профессионально заниматься
музыкой с 14 лет. Музыкальное образование получил в музыкальной
школе Сметаны в Праге, потом в Лейпцигской консерватории, а с 1868 г.
совершенствовался как композитор сначала в Париже и, несколько позже,
в Мангейме. С 1871 г. (за исключением двух лет — 1873-74,когда
он преподавал в музыкальном училище РМО в Вильнюсе) композитор
жил в Праге. Здесь он работал вторым дирижером и хормейстером
Временного театра, регентом хора русской православной церкви, заведовал
репертуарной частью оперной труппы Национального театра. Хотя Фибих
и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных
учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии
видными представителями чешской музыкальной культуры. Среди них
К. Коваржовиц, О. Острчил, 3. Неедлы. Кроме того, существенным вкладом
Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.
В становлении
музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого
музыкального романтизма. Немалое значение имело я увлечение чешской романтической
литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения
были положены в основу многих сочинений композитора. Как художник Фибих
прошел сложный путь творческой эволюции. Его первые крупные произведения
60-70-х гг. пронизаны патриотическими идеями движения национального
возрождения, сюжеты и образы заимствованы из чешской истории
и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для
национального песенно-танцевального фольклора. Среди этих сочинений впервые
принесшая композитору известность симфоническая поэма «Забой, Славой
и Людек» (1874), патриотическая опера-баллада «Бланик» (1877),
симфонические картины «Томан и лесная фея», «Весна». Однако наиболее
близкой Фибиху сферой творчества стала музыкальная драма. Именно в ней,
где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла свое
применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм
композитора. Чешские историки отмечают, что, создав «Мессинскую невесту»
(1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая
по захватывающей силе художественного воздействия не имела
в ту пору себе равных. Конец 80 — начало 90-х гг.
Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением —
сценической мелодрамой-трилогией «Ипподамия». Написанное на текст
Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы
в духе философских воззрений конца века, это сочинение обладает высокими
художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность
жанра мелодрамы.
Последнее десятилетие
в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны
4 оперы: «Буря» (1895), «Геды» (1897), «Шарка» (1897) и «Падение
Арканы» (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное
для всей мировой фортепианной литературы сочинение — цикл из 376
фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания». История его
возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл,
названный З. Неедлы «любовным дневником Фибиха», стал не только
отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но явился
своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал
для многих своих произведений. Афористически краткие образы цикла своеобразно
преломились во Второй и Третьей симфониях и особую трепетность
обрели в симфонической идиллии «Перед вечером». Скрипичная транскрипция
этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Я. Кубелику,
получила широкую известность под названием «Поэма».
И. Ветлицына
Комментариев нет:
Отправить комментарий