Franz Schubert / Франц Шуберт
Sonata for Arpeggione and Piano / Соната «Арпеджионе», D.821, (a-moll) 1. Allegro Moderato
Sonata for Arpeggione and Piano / Соната «Арпеджионе», D.821, (a-moll) 1. Allegro Moderato
Соната для арпеджионе и
фортепиано Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений,
написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в
1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В
1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя
десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с
интересом к аутентичному звучанию.
Сонату Шуберта
традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко
фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения
является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы,
столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий
круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.
Так, начальное
проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его
переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный
образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более
углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное
послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях
Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его
замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется
в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий