Francis Poulenc / Франсис Пуленк
Suite française d’après Claude Gervaise / Французская сюита по Клоду Жервезу (XVI В.) FP 80 1935
Suite française d’après Claude Gervaise / Французская сюита по Клоду Жервезу (XVI В.) FP 80 1935
I. Bransle de Bourgogne
II. Pavane
III. Petite marche militaire
IV. Complainte
V. Bransle de Champagne
VI. Sicilienne
VII.
Carillon
В 1935 году написана
музыка к пьесе Э. Бурде «Королева Марго». Эта музыка, основанная на французских
танцах XVI века и оркестрованная для маленького ансамбля девяти духовых,
барабана и клавесина, получила широкую известность в переложении для фортепиано
под названием «Французской сюиты» (по Клоду Жервезу). Клод Жервез, французский
музыкант, жил в Париже примерно в пятидесятых годах XVI столетия (точные даты
жизни Жервеза неизвестны). Им опубликовано около сорока народных мелодий в
трех- и четырехголосных вариантах, а также сборник танцев, где в наибольшем
числе представлены бранли и двойные танцы павана-гайярд. Этот сборник,
переизданный в 1908 году, характеризует Клода Жервеза как опытного
художника-аранжировщика.
Большинство танцев,
заимствованных Пуленком из сборника Клода Жервеза, были распространены во
Франции в XVI—XVII веках и дошли до нашего времени как примеры старинной
музыки. В сюиту входит семь номеров — Бургонский бранль, Павана, Маленький
военный марш, Комплент, Шампанский бранль, Сицилиана и Карийон.
Бранль — французский
танец XVI—XVII веков. Различали четыре разновидности бранля: двойной, простой,
бургонский (двухдольные ) и веселый (трехдольный). К XVIII веку танец
утрачивает бытовое значение, слово «бранль» становится синонимом слова «рондо».
Сицилиана бытовала в
начале XVI столетия, ее родина Италия. Чаще всего встречаются сицилианы на 6/8,
9/8, это неторопливый танец в сельском пасторальном духе. С севера Италии была
завезена и павана, ставшая придворным танцем в XVI веке.
В окружение танцев
попала одна песенная мелодия — Комплент — куплетная песня трагического
содержания (в старинных комплентах часто описывалась гибель героев). Слово
«карийон» имеет несколько значений. Им обозначают музыкальный инструмент,
состоящий из набора больших и малых колоколов, ударный инструмент в оркестре,
куранты и музыкальную пьесу, имитирующую колокольный перезвон.
Французская сюита
Пуленка, построенная по принципу чередования быстрых и медленных номеров,
выдержана в круге тональностей, родственных F-dur: C-dur, B-dur, g-moll,
d-moll. Старинные мелодии затрагивают различные лады, часто меняются устои
мелодической линии, смещаются ее опоры. Такова тема Бургонского бранля, где
опора в начале g, а в конце с; в четырехтакте Шампанского бранля устой также
сменяется
Среди номеров сюиты
выделяется мелодичностью и напевностью прелестная трогательная мелодия
Комплента, написанная в миноре с натуральной VII -ступенью. Словно любуясь ею,
Пуленк первое проведение, «зачин» песни излагает одноголосно.
Музыка сюиты проста и
непритязательна, структура мелодий квадратная с четким делением по восемь и по
четыре такта. Развитие в основном вариационное (неизменный верхний мелодический
голос, частые повторы композитор разукрашивает разнообразными гармоническими красками,
не избегая и резких диссонантных созвучий.
Как уже говорилось,
последний аккорд Пуленк любит расцвечивать дополнительными тонами, вводя в
трезвучную структуру аккорда секунду, септиму, иногда и два побочных тона.
«Французская сюита» (по
Клоду Жервезу) являет собой пример неоклассического, стилизаторского
произведения, поскольку первоначально музыка была написана к спектаклю
«Королева Марго» и композитор использовал мелодии танцев, бытовавших в ту эпоху
(XVI век). Эту сюиту Альфред Корто в книге о французской фортепианной музыке
характеризует как произведение, место которого «между искусством, подчиненным
требованиям нашего времени, и отголосками далекой традиции».
Комментариев нет:
Отправить комментарий