Петр Ильич Чайковский. 18 пьес для фортепиано
СОЧ.72 №2 "КОЛЫБЕЛЬНАЯ"
18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
(П. Е. Вайдман)
СОЧ.72 №2 "КОЛЫБЕЛЬНАЯ"
18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И. Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, "наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.
В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.
По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость. Первым целиком его стал исполнять уже в наши дни выдающийся исполнитель музыки Чайковского М. Плетнев.
П. И. Чайковский. «Восемнадцать пьес» для фортепиано, соч. 72.
P. I. Tchaikovsky. 18 Morceaux pour piano, op. 72
1. Экспромт / Impromptu in F minor
2. Колыбельная / Berceuse in A flat major
3. Нежные упреки / Tendres reproches in C sharp minor
4. Характерный танец / Danse caractéristique in D major
5. Раздумье / Méditation in D major
6. Мазурка для танцев / Mazurque pour danser in B flat major
7. Концертный полонез / Polacca de concert in E flat major
8. Диалог / Dialogue in B major
9. В манере Шумана / Un poco di Schumann in D flat major
10. Скерцо-фантазия / Scherzo-fantaisie in E flat minor
11. Вальс-безделушка / Valse bluette in E flat major
12. Шалун / L'Espiègle in E major
13. Сельский отзвук / Echo rustique in E flat major
14. Элегическая песнь / Chant élégiaque in D flat major
15. В манере Шопена / Un poco di Chopin in C sharp minor
16. Пятидольный вальс / Valse a cinq temps in D major
17. Далекое прошлое / Passé lointain in E flat major
18. Танцевальная сцена (Приглашение на трепак) / Scène dansante (invitation au trépak) in C major
6 песен. Ор.16 №1 "Колыбельная песня"
Cradle Song (Колыбельная песня)
Andantino (A♭ minor)
Andantino (A♭ minor)
Wait! (Погоди)Moderato assai (A minor–A major)
Accept Just Once (Пойми хоть раз)Allegro non tanto (C minor
O, Sing That Song (О, спой же ту песню)Allegro moderato (G major
So What? (Так что же?)Allegretto (F♯ minor–A major)
Modern Greek Song (Новогреческая песня)
Moderato lugubre (E♭ minor)
Аполлон Майков
«Колыбельная песня»
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
«Колыбельная песня»
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий