Джакомо Пуччини / Giacomo Puccini
Ария Калафа "Nessun dorma"из оперы "Турандот"
Турандот (итал.Turandot) — опера Джакомо Пуччини в трёх действиях (пяти картинах), по одноименной пьесе Карло Гоцци. Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони.
Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в Милане. Пуччини умер, не успев завершить работу над оперой, и в дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. Однако эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Беио (премьера состоялась в 2002 году, дирижёр В. Гергиев) и Хао Вэйя (премьера состоялась в 2008 году).
Ария Калафа из III акта «NessunDorma» «Никто не уснёт» является одним из самых популярных оперных фрагментов как среди исполнителей, так и среди слушателей.
Идея создания оперы на сюжет сказки Гоцци родилась у Пуччини в 1919 году под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта.
Получив согласие либреттистов Адами и Симони на переработку пьесы, композитор приступил к работе сам. При этом он не ограничился только сочинением музыки, в его письмах зафиксированы многочисленные указания либреттистам о содержании оперы. В либретто исследователи, наряду с основой, взятой у Гоцци, находят также влияние Шиллера, создавшего свой вариант этого сюжета, а также Шекспира.
Работа над «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора (1924г.). За это время он успел написать около трёх четвертей предполагаемого объема оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены III акта. В настоящее время опера известна в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано .
Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий Калаф отгадывает загадки и получает Турандот, наконец уступившую силе чувств. Побочной линией является история влюблённой в Калафа рабыни Лю. В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот Адельма была коварна и хитра, Лю воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.
«Турандот» не является типичной оперой для Пуччини. Как отмечал в 1963 году музыковед И. Нестьев, в этом произведении композитор «резко нарушил традицию строгой камерности, лирической интимности, преобладавшей в большинстве его прежних опер: он словно воскресил здесь на новом этапе забытый тип opera seria с громадными хоровыми массивами ораториального плана.
Аналогично сюжетным линиям, исследователи видят в «Турандот» соответствующие основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров, «романтическую» тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием М. Мусоргского и его «Бориса Годунова».
La Principessa Turandot
Nessun dorma! Nessun dorma!
Tu pure, o Principessa,
nella tua fredda stanza
guardi le stelle
che tremano d'amore e di speranza…
Ma il mio mistero ? chiuso in me,
il nome mio nessun sapr?!
No, no, sulla tua bocca lo dir?,
quando la luce splender?!
Ed il mio bacio scioglier? il silenzio
che ti fa mia.
Il nome suo nessun sapr?…
E noi dovrem, ahim?, morir, morir!
Dilegua, o notte! Tramontate, stelle!
Tramontate, stelle! All'alba vincer?!
Vincer?! Vincer?!
Мария Каллас
Мария Каллас - 1-я ария Лиу
Хор толпы (Турандот)
Комментариев нет:
Отправить комментарий