Christoph Willibald Gluck / Кристоф Виллибальд Глюк
"Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика" (2 акт)
"Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика" (2 акт)
Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck,
1714–1787) — немецкий композитор. Один из виднейших представителей музыкального
классицизма. В 1731–34 учился в Пражском университете, предположительно
одновременно занимался композицией у Б. М. Черногорского. В 1736
уехал в Милан, где 4 года учился у Дж. Б. Саммартини. Большинство
опер этого периода, в т. ч. «Артаксеркс» (1741), написано на тексты
П. Метастазио. В 1746 в Лондоне Глюк поставил 2 пастиччо, участвовал в
концерте совместно с Г. Ф. Генделем. В 1746–47 Глюк присоединился к
странствующей оперной труппе братьев Минготти, в работе с которой
совершенствовался в виртуозном вокальном письме, ставил свои оперы; посетил Дрезден,
Копенгаген, Гамбург, Прагу, где стал капельмейстером труппы Локателли.
Кульминация этого периода — постановка оперы «Милосердие Тита» (1752, Неаполь).
С 1752 жил в Вене, в 1754 стал дирижёром и композитором придворной оперы. В
лице интенданта придворной оперы графа Дж. Дураццо Глюк нашёл влиятельного
мецената и либреттиста-единомышленника в сфере музыкальной драматургии на пути
к реформе оперы-сериа. Важный шаг в этом направлении — сотрудничество Глюка с
французским поэтом Ш. С. Фаваром и создание 7-ми музыкальных комедий,
ориентирующихся на французский водевиль и комическую оперу («Непредвиденная
встреча», 1764). Встреча в 1761 и последующая работа с итальянским драматургом
и поэтом Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы. Её
предтечей явились «танцевальные драмы», созданные Глюком в содружестве с
Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини (в т. ч. балет «Дон Жуан»,
1761, Вена). Постановка «театрального действа» (azione teatrale) «Орфей и
Эвридика» (1762, Вена) ознаменовала новый этап творчества Глюка и открыла новую
эпоху в европейском музыкальном театре. Однако, выполняя заказы двора, Глюк
писал и традиционные оперы-сериа («Триумф Клелии», 1763, Болонья; «Телемах»,
1765, Вена). После неудачной постановки оперы «Парис и Елена» в Вене (1770)
Глюк предпринял несколько поездок в Париж, где поставил ряд реформаторских опер
— «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и
Нарцисс» (обе — 1779), а также заново отредактированные оперы «Орфей и
Эвридика» и «Альцеста». Все постановки, кроме последней оперы Глюка «Эхо и
Нарцисс», имели большой успех. Деятельность Глюка в Париже вызвала ожесточённую
«войну глюкистов и пиччиннистов» (последние — приверженцы более традиционного
итальянского оперного стиля, представленного в творчестве Н. Пиччинни). С
1781 Глюк практически прекратил творческую деятельность; исключение составили
оды и песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др.
Творчество Глюка представляет пример целенаправленной
реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор
сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк,
призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие
действия осуществляется главным образом в речитативах-accompagnato, вследствие
упразднения традиционного речитатива-secco повышается роль оркестра,
драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе
античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти
принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном
плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную
структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на
музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые,
классицистские тенденции в развитии музыкального искусства. Идея Глюка о
подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие музыкального театра
19–20 вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини,
Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского.
Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному
пониманию музыкальной драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей
концепции музыкального театра исходил из приоритета музыки.
Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и
гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование
полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato,
мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями французской
театральной декламации. У Глюка встречаются моменты интонационной
индивидуализации персонажа в речитативе («Армида»), характерна опора на
компактные вокальные формы арий и ансамблей, также на сквозные по форме ариозо.
Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в
котором Глюк осуществил новые идеи. Её премьера в Вене 5 октября 1762 года
положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом
месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а
поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические
качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно
упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для
слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и
настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в
непосредственную составную часть течения драмы. Чудесная неповторимость «Орфея
и Эвридики» в её «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура
основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые, подобно ариям
итальянской школы, пленяют своей мелодической красотой и завершённостью.
Ария Орфея из 3 акта Che faro senza Euridice
Смотреть диафильм "Орфей и Эвридика" здесь
Творчество Глюка представляет пример целенаправленной
реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор
сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк,
призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие
действия осуществляется главным образом в речитативах-accompagnato, вследствие
упразднения традиционного речитатива-secco повышается роль оркестра,
драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе
античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти
принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном
плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную
структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на
музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые,
классицистские тенденции в развитии музыкального искусства. Идея Глюка о
подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие музыкального театра
19–20 вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини,
Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского.
Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному
пониманию музыкальной драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей
концепции музыкального театра исходил из приоритета музыки.
Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и
гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование
полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato,
мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями французской
театральной декламации. У Глюка встречаются моменты интонационной
индивидуализации персонажа в речитативе («Армида»), характерна опора на
компактные вокальные формы арий и ансамблей, также на сквозные по форме ариозо.
Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в
котором Глюк осуществил новые идеи. Её премьера в Вене 5 октября 1762 года
положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом
месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а
поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические
качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно
упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для
слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и
настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в
непосредственную составную часть течения драмы. Чудесная неповторимость «Орфея
и Эвридики» в её «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура
основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые, подобно ариям
итальянской школы, пленяют своей мелодической красотой и завершённостью.
Смотреть диафильм "Орфей и Эвридика" здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий