Джузеппе Верди. Опера "Сицилийская вечерня".
Болеро Елены "Mercè, dilette amiche" (V действие).
"Сицилийская вечерня"(I vespri siciliani)
Драма в пяти действиях, либретто Э.
Скриба и Ш. Дюверье.
Первая постановка: Париж, театр "Гранд-Опера", 13 июня 1855 года.
В 1852 году Верди получил от парижского театра Большой оперы предложение
написать оперу на либретто французского драматурга Эжена Скриба (1791—1861),
прославленного либреттиста того времени. Композитор согласился, еще не зная
сюжета будущей оперы. Либретто «Сицилийской вечерни», написанное Скрибом
совместно с Ш. Дюверье (1803—1866), было готово к январю 1854 года. В основу
сюжета Скриб положил один из героических эпизодов прошлого итальянского народа
— известное в истории под названием сицилийской вечерни восстание, свергнувшее
30 марта 1282 года власть поработителя Сицилии Карла Анжуйского, сына
французского короля Людовика VIII. Верди привлекла возможность создать оперу на
патриотический южет, но, еще не зная работы Скриба, он относился к ней с сомнением.
Вообще блестящая, но поверхностная драматургия этого модного либреттиста была
чужда Верди. Его опасения усугублялись и тем, что французский драматург,
пишущий либретто для Парижа, мог изобразить французов в более выгодном свете,
нежели борющихся с ними сицилийцев. Знакомство с готовым либретто подтвердило
опасения композитора. Однако Верди продолжал работу над оперой. Он стремился
преодолеть трафаретность и мелодраматичность либретто, подчеркнуть в музыке
национальный колорит, внимательно изучая сицилийские народные песни и танцы,
собирая исторические справки, документы, в том числе описания народных
празднеств.
«Сицилийская вечерня» была закончена в 1855 году. Премьера ее, состоявшаяся во
время Всемирной парижской выставки 13 июня 1855 года, прошла с успехом.
В Италии под давлением реакционной цензуры оперу удалось поставить, лишь сменив
название и перенеся действие в Португалию: в Парме «Сицилийская вечерня»
именовалась «Джованна ди Гусман».
«Сицилийская
вечерня» написана в манере французской «большой оперы» со свойственной ей
декоративно-живописной трактовкой исторического сюжета. Однако композитору
удалось воплотить в ее музыке свободолюбивый пафос, сильные страсти. Большую
роль играют хоры, танцы, ансамбли, воссоздающие образ народа. Здесь наиболее
полно раскрылся глубоко национальный гений Верди.
Mercè, dilette amiche,
di quei leggiadri fior;
il caro dono è immagine
del vostro bel candor!
Oh! fortunato il vincol
che mi prepara amore,
se voi recate pronube
voti felici al core!
mercè del don, ah! sì!
O caro sogno, o dolce ebbrezza!
d'ignoto amor mi balza il cor!
Celeste un'aura già respiro,
che tutti i sensi i nebbriò.
O piagge di Sicilia
risplenda un dì seren,
assai vendette orribili
ti laceraro il sen!
Di speme colma e immemore
di quanto il cor soffri,
iil giorno del mio giubil sia
di tue glorie il dì.
Gradisco il don di questi fior, ah sì!
O caro sogno, o dolce ebbrezza!
d'ignoto amor mi balza il cor!
Celeste un'aura già respiro,
che tutti i sensi i nebbriò.
di quei leggiadri fior;
il caro dono è immagine
del vostro bel candor!
Oh! fortunato il vincol
che mi prepara amore,
se voi recate pronube
voti felici al core!
mercè del don, ah! sì!
O caro sogno, o dolce ebbrezza!
d'ignoto amor mi balza il cor!
Celeste un'aura già respiro,
che tutti i sensi i nebbriò.
O piagge di Sicilia
risplenda un dì seren,
assai vendette orribili
ti laceraro il sen!
Di speme colma e immemore
di quanto il cor soffri,
iil giorno del mio giubil sia
di tue glorie il dì.
Gradisco il don di questi fior, ah sì!
O caro sogno, o dolce ebbrezza!
d'ignoto amor mi balza il cor!
Celeste un'aura già respiro,
che tutti i sensi i nebbriò.
Комментариев нет:
Отправить комментарий