Franz Schubert / Франц Шуберт
Impromptus,Op.90 №4 Экспромт. Ор. 90, №4
Шуберту присуща, писал академик Б. Асафьев, "редкая способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта... музыка его была его пением про все, но не лично про себя".
Часто Шуберта любили сравнивать, в том числе и в кругу друзей, со "шпильманом" (средневековые бродячие народные музыканты, преимущественно инструменталисты). Это сравнение правильно и метко. Оно, прежде всего, подчеркивает две существенные черты творчества композитора: его неисчерпаемое богатство и его неразрывную связь с народной музыкой.
Фортепианная музыка Шуберта, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.
Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. "Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу", - писал он (Г. Гольдшмидт).
Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли оказать воздействие "Багатели" Бетховена, предшествовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и - шире - принцип песенности в целом.
К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).
Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «технический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл.
Как и в песнях, свобода и непосредственность выражения сочетаются здесь со стройностью формы. Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с ярко контрастирующей средней частью (например, «Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или As-dur). Эта форма впоследствии получила большое распространение в фортепианной музыке композиторов романтиков последующих поколений.
Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.
Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.
Impromptus,Op.90 №4 Экспромт. Ор. 90, №4
Творчество Шуберта, как известно, обозначило в музыке границу классической и романтической эпох. Романтическое по идейной направленности, образам и колориту, творчество Шуберта правдиво передает душевное состояния человека. Его музыка отличается широко обобщенным, социально значимым характером. В искусстве Шуберта отражено мироощущение лучших людей его поколения.
При всей тонкости, лирика Шуберта лишена изысканности. В ней нет нервозности, душевного надлома или сверхчувствительной рефлексии. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с замечательным душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств - с удивительной простотой.Шуберту присуща, писал академик Б. Асафьев, "редкая способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта... музыка его была его пением про все, но не лично про себя".
Часто Шуберта любили сравнивать, в том числе и в кругу друзей, со "шпильманом" (средневековые бродячие народные музыканты, преимущественно инструменталисты). Это сравнение правильно и метко. Оно, прежде всего, подчеркивает две существенные черты творчества композитора: его неисчерпаемое богатство и его неразрывную связь с народной музыкой.
Фортепианная музыка Шуберта, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.
Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. "Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу", - писал он (Г. Гольдшмидт).
Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли оказать воздействие "Багатели" Бетховена, предшествовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и - шире - принцип песенности в целом.
Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «технический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл.
Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.
Возникшие под непосредственным впечатлением от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они воспроизводят и некоторые черты чешской музыки, вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские национальные обороты.
Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.
Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.
Мелодии: та хороша,
А эта – прелестна…
Наверно, музыка – душа,
Чем нам и интересна!
Её дыхание – в крови,
Чтоб грудь не задыхалась!
Её страдания – в любви,
А мысль – в молчанье пауз.
И я завидовал не раз
Бегущим быстрым пальцам,
Когда они с тобою нас
Одаривали вальсом…
Когда б я мог, когда б я мог!
Та чаща – не испита.
И сердце съёжилось в комок,
Всё музыкой облито.
А эта – прелестна…
Наверно, музыка – душа,
Чем нам и интересна!
Её дыхание – в крови,
Чтоб грудь не задыхалась!
Её страдания – в любви,
А мысль – в молчанье пауз.
И я завидовал не раз
Бегущим быстрым пальцам,
Когда они с тобою нас
Одаривали вальсом…
Когда б я мог, когда б я мог!
Та чаща – не испита.
И сердце съёжилось в комок,
Всё музыкой облито.
Комментариев нет:
Отправить комментарий