Ludwig van Beethoven / Людвиг ван Бетховен
12 German Dances / 12 Немецких танцев
(избранное)
12 немецких танцев, WoO 8
Вегелер описывает первые публичные концертные выступления Бетховена 29 и 30 марта 1795 года в благотворительной «академии» в пользу вдов и сирот музыкантов. Сальери, дирижировавший оркестром, выдвинул в качестве солистов на концерте двух своих учеников — итальянца Картельери с ораторией и Бетховена с фортепианным концертом (по всей вероятности, концерт № 2, опус 19).
Бетховен был болен и написал финальное рондо концерта только за день до «академии»; четыре переписчика нот, сидя в его передней и скрипя гусиными перьями, тут же торопливо переписывали свежие черновые страницы рондо. На репетиции Бетховену пришлось играть свою партию на полтона выше, так как рояль был настроен на полтона ниже духовых. Эту труднейшую задачу Бетховен выполнил с поразительной легкостью. Вегелер отмечает исключительное умение Бетховена читать с листа. «В быстрых темпах нельзя различать отдельных нот, — замечает по этому поводу Бетховен. — Это и не нужно: когда быстро читаешь, то не замечаешь массы опечаток, если только язык тебе знаком».
16 декабря того же года состоялась «академия» Гайдна. Хотя отношения между старым маэстро и Бетховеном были натянутые, Гайдн все же пригласил своего уже знаменитого ученика участвовать в этой «академии». Бетховен играл свой концерт и имел огромный успех.
В этот же период самолюбие Бетховена было удовлетворено еще одной победой. Для ежегодного бала художников лучшие композиторы Вены писали танцы: вальсы, экоссезы, немецкие танцы, контрдансы (кадрили), менуэты и т. д. Танцы Гайдна, Кожелуха, Диттерсдорфа, Зюсмайера и других композиторов имели успех, но никогда вторично не исполнялись. На долю бетховенских танцев, написанных в 1795 году, выпала редкая честь: они были повторены через два года с тем же неизменным успехом и, кроме того, были изданы в переложении для фортепиано.
из книги А.А. Альшванга Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчество.
12 German Dances / 12 Немецких танцев
(избранное)
Точная дата рождения Людвига ван Бетховена не установлена, однако принято считать, что великий композитор родился 16 декабря 1770 г. — по крайней мере, 17-го декабря совершенно точно состоялись его крестины. Бетховен появился на свет в небольшом тогда пиренейском городке Бонне, где его дед Луи Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн Бетховен — тенором в курфюрстской капелле. Редкий музыкальный дар Бетховена проявился, когда тому едва исполнилось четыре года. Однако его спивающийся отец сразу узрел в этом новый источник дохода и стал принуждать сына к занятиям насильно, не чураясь рукоприкладства. Учителя музыки, не отличающиеся особым дарованием, часто сменяли друг друга и нисколько не повлияли на развитие дарования их талантливого ученика. Все это в совокупности с невыносимой обстановкой в семье смолоду сделали Бетховена мрачным и замкнутым. Впоследствии о его невыносимом характере стали складываться легенды. Так, когда великий немецкий поэт Гете познакомился с Бетховеном, он отозвался о композиторе в не слишком лестных тонах: — Этот Бетховен — малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен... Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным... Основной целью сурового отца Бетховена — было подготовить сына к выступлениям в платных концертах. Единственный известный концерт маленького Бетховена состоялся в Кёльне, где восьмилетний мальчик, в рекламных целях, был назван шестилетним. Однако больших денег Иоганну Бетховену собрать не удалось, и сведений о других выступлениях его сына в детском возрасте нет. Тем временем, музыкальные успехи Бетховена делались все более заметными. В 12 лет он свободно играл на клавесине, скрипке, органе, легко читал с листа. В 1782 г. благодаря счастливому стечению обстоятельств учителем Бетховена стал Христиан Готлоба Нефе, который упорядочил его музыкальные знания. Нефе пробудил в своём ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. Усердно занимаясь композицией, Бетховен пробовал свои силы в создании более крупных сочинений, из которых особую известность получили рыцарский балет и большая кантата. При помощи Нефе были опубликованы первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера и три фортепьянные сонаты. «Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт», — говорил Христиан Нефе. С 13-и лет Бетховен стал кормильцем семьи. Он работал помощником органиста в капелле, подрабатывал в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им во время репетиций. В 1778 г. Бетховену удалось осуществить свою давнюю мечту — поехать в Вену, где состоялась его мимолетная встреча с великим Моцартом. Вернуться в этот город и продолжить музыкальное образование Бетховен смог только в 1792 г. после смерти матери и отца. Его учителем стал сам И. Гайдн, который еще во время своего непродолжительного визита в Бонн решил взять Бетховена под покровительство. Кроме Гайдна, Бетховен занимался с Шенком (автором комической оперы «Деревенский цирюльник»), а после отъезда Гайдна в 1794 г. в Англию, прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера. В области вокальных сочинений композитор пользовался руководством Сальери. В эти годы Бетховен выработал свой собственный стиль и сформировался как яркий и неординарный композитор-новатор, который стремится придумывать и создавать что-то новое, а не повторять уже написанное до него. Вскоре молодой Людвиг стал одним из первых виртуозов Вены - игра его потрясающа! Лестные отзывы несутся со всех сторон. Его считают одним из самых перспективных музыкантов. Характер исполнения называют революционным. По общему мнению, Бетховен играет совершенно новую музыку. Как-то Бетховен был приглашен как исполнитель в один аристократический дом. Там он исполнил свои знаменитые фортепианные трио. Среди приглашенных находился и старый его учитель Йозеф Гайдн, который в разговоре с Бетховеном отозвался о только что прослушанной музыке вежливо, но весьма сдержанно. Он даже посоветовал Бетховену ни в коем случае не издавать трио в таком виде, а серьезно переработать. Ничуть не убежденный в необходимости этой переработки, Бетховен, однако, попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно ему не нравится. — Хорошо, — согласился тот. — В вашем творчестве есть вещи прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и весьма неспокойно... — Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? — усмехнулся Бетховен. — О, нет, дорогой мой господин Бетховен, — живо отвечал старый Гайдн. — И вы, и я — мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль музыканта — это всегда он сам. Поэтому я советую вам попробовать измениться самому... Подумав, молодой композитор ответил: — Может быть Бетховен и плох, но он все-таки Бетховен... А, перестав быть Бетховеном, не превращусь ли я в плохого Гайдна... В последовательном ходе творческого процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной музыки, работал над сонатой (для одного фортепиано и с сопровождением других инструментов), которую он развил до ее полного художественного значения; над квартетом (всего квартетов Бетховен сочинил шестнадцать), и затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком стиле. Примерно в это же время появились первые признаки грядущей трагедии. Композитор начал быстро глохнуть. В 1801 г., когда ему стукнуло 31, Бетховен писал своему другу юности Вегелеру: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостаёт духу сказать людям: я глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы ещё терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за своё существование. Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием». Всё разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Именно музыка спасла Бетховена в тот момент, когда он был в таком отчаянии, что подумывал наложить на себя руки. После 3-ей симфонии Eroica, созданной в 1804 г., большой увертюры «Леонора» № 3 (1805 г.) и трех русских квартетов (1806 г.), направление творчества Бетховена определилось вполне. С того времени оно стало своеобразно проявляться в каждом новом его произведении. В 1803 г. композитор написал кантату «Христос на горе Елеонской» и вслед затем, в 1805 г., оперу «Фиделио», которая в то время особым успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 г. была оценена музыкальным миром и прочно заняла место на всех германских оперных сценах. Про свою единственную оперу Бетховен говорил: «Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, — поэтому-то она мне дороже других». К театральной музыке Бетховена принадлежат также балет «Создание Прометея» (1801 г.), музыка к гётевскому «Эгмонту» (1810 г.) и увертюра к «Королану» Коллинса (1807 г.). В период между 1806–1808 гг. выходят: Четвёртая, Пятая и Шестая («Пасторальная») симфонии, увертюра «Криолан», Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. 1811 г. застал Бетховена на вершине славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии «Битва при Виттории» и, сочиненной по поводу событий этого времени, кантаты «Минута славы» сделали Бетховена необыкновенно популярным в Вене. В 1818 г. назначение эрцгерцога Рудольфа епископом Ольмкциа натолкнуло Бетховена на мысль написать Торжественную мессу. Это произведение было окончено в 1822 г. По обширности плана Торжественная месса превосходит обычные размеры сочинений подобного рода. Религиозные впечатления выражены, с одной стороны, с необычайным экстазом, а, с другой, очень субъективно. По окончании работы над «мессой» Бетховен приступил к выполнению давно лелеянного им замысла написать симфонию, последняя часть которой заключается хором на текст «Оды к радости» Шиллера. К началу 1824 г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и чрезвычайно трудное в техническом отношении (в особенности в вокальных партиях). Умер Бетховен 26 марта 1827 г. Когда весть о его смерти облетела Вену, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты. |
16 декабря того же года состоялась «академия» Гайдна. Хотя отношения между старым маэстро и Бетховеном были натянутые, Гайдн все же пригласил своего уже знаменитого ученика участвовать в этой «академии». Бетховен играл свой концерт и имел огромный успех.
В этот же период самолюбие Бетховена было удовлетворено еще одной победой. Для ежегодного бала художников лучшие композиторы Вены писали танцы: вальсы, экоссезы, немецкие танцы, контрдансы (кадрили), менуэты и т. д. Танцы Гайдна, Кожелуха, Диттерсдорфа, Зюсмайера и других композиторов имели успех, но никогда вторично не исполнялись. На долю бетховенских танцев, написанных в 1795 году, выпала редкая честь: они были повторены через два года с тем же неизменным успехом и, кроме того, были изданы в переложении для фортепиано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий