George Gershwin / Джордж Гершвин
Ira Gershwin / Айра Гершвин
Ira Gershwin / Айра Гершвин
Избранные песни
Айра Гершвин (англ. Ira Gershwin; 6 декабря 1896,
Нью-Йорк, США — 17 августа 1983, Беверли-Хиллз, США) — американский поэт-песенник,
брат известного композитора Джорджа Гершвина. В сотрудничестве с братом создал
множество популярных бродвейских постановок, наиболее знаменитой из которых
является опера «Порги и Бесс». После смерти Джорджа Гершвина сотрудничал с
композиторами Гарольдом Арленом, Куртом Вайлем, Джеромом Керном и др.Настоящее имя — Израэль Гершовиц (англ. Israel Gershovitz). Родился в Нью-Йорке 6 декабря 1896. Его родители, Моррис (Мойша) и Роза Гершовиц, изменили фамилию на Гершвин задолго до того, как их дети стали знаменитыми. В молодости Айра был застенчивым, проводил много времени за книгами, однако и в школе, и в колледже он активно сотрудничал с несколькими школьными журналами и газетами. В 1914 году окончил школу Townsend Harris High School, после чего поступил в Городской колледж Нью-Йорка, который, однако, не закончил.
Айра Гершвин с
детских лет увлекся чтением. По мере взросления интерес к чтению увеличивался.
Он делал выписки из прочитанных книг, собирал статьи и вырезки из журналов по
самым разным темам: от "Вильям Шекспир" до "Как строятся
фразы". В Нью-йоркском колледже он серьезно занимался английским, продолжал
дневниковые записи по прочитанным книгам, публиковал в студенческой газете свои
литературные опыты. В это время он получил свой первый символический гонорар в
размере одного доллара, напечатав стихотворение в журнале "Smart Set"
(впоследствии, став крутым профессионалом, на наивный вопрос "что появляется
раньше, стихи или музыка," он отвечал: "контракт"). Однако в те
времена, обнаружив, что на литературной ниве в материальном плане быстро
преуспеть трудно, Айра перепробовал разные занятия. Он работал устроителем
карнавальных шествий, помощником фотографа, конторским служащим на торговом
флоте, обозревателем театрального журнала "Клипер".
Карьера Айры Гершвина
как профессионального поэта-лирициста началась в 1918 году. К этому времени Джордж
Гершвин (George Gershwin, урожденный Jacob, 1898-1937) уже завоевал известность
в мире музыки. Айра первое время публиковался под псевдонимом Артур Фрэнсис
(имена младших брата и сестры), так как хотел самостоятельно добиться успеха. С
1924 года братья работают уже как одна команда. Они пишут для театра и кино.
Стихотворные тексты Айры к мюзиклу 1931 года "Of Thee I Sing"
получили первую премию, впервые присужденную за музыкальную комедию. Некоторые
их вещи становятся хитами. Песня "They Can't Take That Away From Me"
впервые прозвучала в исполнении Фреда Астера в фильме "Shall We
Dance", и фильм получил за нее премию "Оскара" в 1937 году.
Больше всего Айра любил
работать с братом, но он работал и с другими известными композиторами, среди
них Бертон Лейн, Джером Керн, Гарри Уоррен и другие.
Айра писал и после
трагической смерти Джорджа. Созданная с Джеромом Керном в 1944 году для кино
лирическая песня "Long Ago and Far Away" стала значительным событием.
Именно Айра оказался первым в Америке поэтом-лирицистом, в честь столетнего
юбилея которого 6 декабря 1996 года в Карнеги-Холл был устроен торжественный
вечер как дань памяти его таланту.
Центральные арии оперы "Порги и Бесс"
: "Summertime", "It Ain't Necessarilly So", "I Love
You, Porgy", "Bess, You Is My Woman Now", "A Woman is a
Sometime Thing", "I Got Plenty o'Nuttin" - созданы братьями Гершвиными
. Но особым вниманием джазовых
вокалистов пользовался "Летний день". Замечательная американская
певица Сара Воан, обладательница голоса с диапазоном в три с половиной октавы,
записала в 1957 году альбом - Sarah Vaughan Sings George Gershwin.
Вместе с Джорджем Кауфманом и Морри Рискиндом в 1932
году Айра Гершвин получил Пулитцеровскую премию за драматическое произведение
для театра (за мюзикл Of Thee I Sing).
С середины 1960-х годов он окончательно отошёл от творчества.
Благодаря стараниям американского певца, пианиста и музыковеда Майкла Фейнстейна, который сотрудничал с Айрой Гершвином в последние годы жизни поэта, некоторые из неопубликованных произведений братьев Гершвинов были опубликованы и исполнены уже после смерти Айры.
Скончался Айра Гершвин 17 августа 1983 года в Беверли-Хиллз.
В 1988 году Калифорнийским университетом в
Лос-Анджелесе была учреждена Премия имени Джорджа и Айры Гершвинов за
прижизненные музыкальные достижения (в 1936 году братья адаптировали одну из
песен мюзикла Strike Up the Band, создав тем самым боевую песню «Strike Up the
Band for UCLA», которую они и подарили растущему университету). Лауреатами этой
премии стали Анджела Лэнсбери (1988), Рэй Чарльз (1991), Бернадетт Питерс
(1995), Фрэнк Синатра (2000), Стиви Уандер (2002), Джеймс Тейлор (2004), Бёрт
Бакарак (2006) и другие известные исполнители.
4 июня 1998 года на Аллее Славы была открыта звезда
Айры Гершвина.
В 2007 году Библиотекой Конгресса была учреждена Гершвиновская
премия, названная в честь братьев Гершвинов. Первыми удостоенными этой награды
стали Пол Саймон, Стиви Уандер и Пол Маккартни.
Someday he'll come
along, the man I love
And he'll be big and strong, the man I love
And when he comes my way
I'll do my best to make him stay
He'll look at me and smile,
I'll understand
And in a little while he'll take my hand
And though it seems absurd
I know we both won't say a word
Maybe I shall meet him Sunday
Maybe Monday, maybe not
Still I'm sure to meet him one day
Maybe Tuesday will be my good news day
He'll build a little home, just meant for two
From which we'll never roam; Who would, would you?
And so all else above I'm waiting for the man I love
And he'll be big and strong, the man I love
And when he comes my way
I'll do my best to make him stay
He'll look at me and smile,
I'll understand
And in a little while he'll take my hand
And though it seems absurd
I know we both won't say a word
Maybe I shall meet him Sunday
Maybe Monday, maybe not
Still I'm sure to meet him one day
Maybe Tuesday will be my good news day
He'll build a little home, just meant for two
From which we'll never roam; Who would, would you?
And so all else above I'm waiting for the man I love
'S wonderful, 's marvelous
You should care for me
'S awfully nice, 's paradise
'S what I love to see
You made my life so glamorous
You can't blame me for feeling amorous
Oh, 's wonderful, 's marvelous
That you should care for me.
You should care for me
'S awfully nice, 's paradise
'S what I love to see
You made my life so glamorous
You can't blame me for feeling amorous
Oh, 's wonderful, 's marvelous
That you should care for me.
There's a cabaret in this city
I can recommend to you,
Peps you up like electricity
When the band is blowing blue!
They play nothing classical,
no down there;
They play nothing else but the
lowdown there!
If you need a tonic
And the need is chronic,
If your in a crisis,
My advice is;
Grab a cab and go down
Where the band is playin',
milk and honey flow down,
Everybody's sayin',
"Blow that sweet and
lowdown!".
Busy as a beaver,
You're dancin' till you
totter;
Sure to get the fever,
Nothin' could be hotter,
Then know that sweet and
lowdown!
Philosopher and deacon,
You simply have to weaken!
Hear those shufflin' feet,
You can't keep your seat;
Professor, stop your beat!
Come on, get in it,
You'll love the syncopation!
The minute they begin it,
Shoutin' to the nation,
"Blow that sweet and
lowdown!".
Philosopher and deacon,
You simply have to weaken!
Hear those shufflin' feet,
You can't keep your seat;
Professor!
Come on, get in it,
You'll love the syncopation!
The minute they begin it,
Shoutin' to the nation,
"Blow that sweet and
lowdown!".
(P.S. тональность исполнения отличается от печатного текста)
Days can be sunny, with never a sigh
Don't need what money can buy
Birds in the trees sing their day full of song
Why shouldn't we sing along?
I'm chipper all the day, happy with my lot
How do I get that way, look at what I've got
I got rhythm, I got music
I got my man, who could ask for anything more
I got daisys in green pastures
I got my man, who could ask for anything more
Old man trouble, I don't mind him
You won't find him 'round my door
I got starlight, I got sweet dreams
I got my man, who could ask for anything more
Who could ask for anything more
I got rhythm, I got music
I got my man, who could ask for anything more
I got daisys in green pastures
I got my man, who could ask for anything more
Old man trouble, I don't mind him
You won't find him hangin' 'round my front or back door
Who could ask for anything more
Who could ask for anything more
Комментариев нет:
Отправить комментарий