Antonio Vivaldi
The Four Seasons / Времена Года
4. L'inverno (Зима)
The Four Seasons / Времена Года
4. L'inverno (Зима)
Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297
1 Allegro non molto
2 Largo
3 Allegro
Сонет:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
1 Allegro non molto
2 Largo
3 Allegro
Сонет:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Любимым жанром Антонио Вивальди (ок. 1678–1741),
которого прозвали "рыжим священником", был концерт, со свойственной
ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, - словом, стилем, рассчитанным на
широкую, разнообразную и жаждущую ярких впечатлений аудиторию.
12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем
городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет
Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города - Венеции, ещё
через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов Европы. Монашеский
сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории
Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети
от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров
для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди
преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас
и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались
еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили,
капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они
достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех
концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил
для этого огромное число концертов, больше 450.
Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением
в инструментальной музыке стиля барокко (барокко - "странный",
"причудливый" стиль). Многие концерты Антонио Вивальди имеют
программу - название или даже литературное посвящение.
Цикл "Времена года" - один из ранних
образцов программной оркестровой музыки. Времена года (итал. Le quattro
stagioni «Четыре времени года») — первые четыре из двенадцати скрипичных
концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни
из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в
1723 году и впервые опубликованы два года спустя, в 1725, в Амстердаме -
издатель Мишель Ле Цене. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит
из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор
предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что
автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного
художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и
предполагает побочные смыслы, намёки, символы . Первая напрашивающаяся аллюзия
— четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит
недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк
на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу.
Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный
закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими
озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому
тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV,
король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот
жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют
лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с
безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного
шедевра.
Но Вивальди дал музыкантам и более подробную
программу. В партитуре, в партиях солиста и партиях отдельных инстументов даны
пояснения не только к каждой новой теме, но и к некоторым коротким музыкальным
фразам: они уточняют содержание, привнося в него энергию и юмор. Четыре
концерта этого цикла - "Весна", "Лето", "Осень",
"Зима" - красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в
музыке пение птиц ("Весна", в первой части, "Лето", в
первой части), грозу ("Лето", в третьей части), дождь
("Зима", во второй части), шум ветра. Виртуозность, техническая
сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося
образа.
Последний концерт музыкального и поэтического цикла
«Времена года» связано с такой частью суток, как полуночь, и с таким регионом
Италии, как предгорье Альп, с застывшими подо льдом вулканическими озерами и
заснеженными вершинами.
Концепции, которые
выражают авторы, обращаясь к аллегории времен года, могут быть разными, а порой
и прямо противоположными. Зима, судя по всему, как раз то время года и тот
период - если говорить аллегорически - человеческой жизни, который допускает
наиболее разнящиеся трактовки. Если у Шуберта в вокальном цикле "Зимний
путь" это крайняя степень пессимизма, то у Вивальди, притом, что природный
годичный круг явлений завершен, конец зимы является одновременно и
предвестником новой весны. И если у Шуберта в последней песни цикла -
"Шарманщик" - надежды нет, то Вивальди и музыкой и стихом утверждает
совсем другое: "дарит нам зима и свои наслажденья". Коли так, то
драматический элемент, который, как ни крути, в зиме присутствует, отодвинут у
Вивальди от самого конца концерта, и весь цикл завершается вполне оптимистично.
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера
Вторая часть. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер - предвестник весны, и разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение "Зимы" и всего цикла "Времен года".
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера
Вторая часть. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер - предвестник весны, и разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение "Зимы" и всего цикла "Времен года".
Конец зимы у Вивальди
является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть
холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение
завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы,
хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой
есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся”
пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду
легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся
весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного
ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но
этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен
года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий