Gioachino Rossini / Джоаккино Россини
La pastorella dell'Alpi / Альпийская пастушкаTyrolean ländler (‘The Alpine Shepherdess’)
from Serate Musicali (Soirées Musicales)
Решение 37-летнего Россини, находившегося на вершине славы, прекратить оперную деятельность после постановки в 1829 году его 39-й оперы огорчило обожавших его парижан. И когда 6 лет спустя парижский издатель опубликовал сборник из 8 ариетт и 4 дуэтов под названием «Музыкальные вечера», любители музыки обрадовались возвращению Россини к творчеству. Композитор действительно продолжал творить («пишу потому, что не могу поступать иначе»), однако к опере больше не обращался. «Музыкальные вечера» сразу завоевали успех и породили различные обработки: Лист написал 2 виртуозные фантазии для фортепиано на темы четырех песен, а позже обработал для фортепиано и весь цикл; Вагнер оркестровал последний дуэт и сам им продирижировал.
«Музыкальные вечера» не образуют единого цикла с последовательным развитием сюжета. Номера объединены общим беззаботным настроением, ощущением радости жизни, присущим стилю Россини. Даже в тех редких песнях, где текст Метастазио печален — речь идет о жестокости возлюбленной («Упрек»), о разлуке любящих («Отъезд»), — музыка сохраняет светлый колорит. Как и в операх Россини, широко представлены жанры бытовой музыки, их ритмы, фактура аккомпанемента, мелодические обороты. Встречаются обозначения: баркарола, канцонетта, тирольская песня, серенада; несколько номеров представляют собой танцы: болеро, тарантелла, застольная в ритме вальса. Формы обычно просты — куплетные, строфические, трехчастные, а вокальная партия достаточно виртуозна — с трелями, пассажами, каденциями — и требует настоящего оперного мастерства.
№6, «Альпийская пастушка», с подзаголовком «Тирольская песня», воспроизводит необычную манеру пения (йоделирование) с возгласами и скачками, присущую наивно-безмятежным напевам, распространенным в горах Швейцарии и Австрии. №8, «Неаполитанская тарантелла» — танец с кружащейся мелодией инструментального склада, несущийся в головокружительном темпе. №9, дуэт «Венецианская регата» — один из наиболее развернутых номеров сборника, рисующий красочную картину гонок гондольеров, всеобщее радостное возбуждение и азарт. Другой большой дуэт, №12, «Моряки», воспевающий мужество в борьбе со стихией и судьбой, — единственный номер, где возникают контрастные образы. Не случайно он предназначен для мужских голосов, один из которых бас, что придает звучанию суровую и мужественную окраску.
А. Кенигсберг
Son bella pastorella, che scende ogni mattino,
Ed offre un cestellino di fresche fruta a fior
Chi viene al primo albore avra vezzoso rose
E pmo rugiadose, venite al mio giardin.
Son bella pastorella, che scende ogni mattino
Ed offre un cestellino di fresche fruta a fior.
Ah.
Chi nel notturno orrore smarri la buona via
Alla capanna mia ritrovera il cammin
Venita, o passagiero
La pastorella e qua
Ma il fior del suo pensiero
Ad uno sol dara! Ah.
Ed offre un cestellino di fresche fruta a fior
Chi viene al primo albore avra vezzoso rose
E pmo rugiadose, venite al mio giardin.
Son bella pastorella, che scende ogni mattino
Ed offre un cestellino di fresche fruta a fior.
Ah.
Chi nel notturno orrore smarri la buona via
Alla capanna mia ritrovera il cammin
Venita, o passagiero
La pastorella e qua
Ma il fior del suo pensiero
Ad uno sol dara! Ah.
Комментариев нет:
Отправить комментарий