Роберт Шуман / Robert Schumann
Humoresque / Юмореска Op.20
Bunte Blätter / Пестрые листы Op.99 (избранное)
Humoresque / Юмореска Op.20
Bunte Blätter / Пестрые листы Op.99 (избранное)
Проливать свет в глубины человеческого сердца — таково
призвание художника.
Р. Шуман
Р. Шуман
Роберт Шуман
(нем. Robert Schumann;
8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених) — немецкий композитор,
педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых
выдающихся композиторов эпохи романтизма.
П. Чайковский считал, что будущие
поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И
действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее
содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее
назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца».
Р. Шуман родился в провинциальном
саксонском городке Цвиккау, в семье издателя и книготорговца Августа Шумана,
рано умершего (1826), но успевшего передать сыну благоговейное отношение к
искусству и поощрявшего его занятия музыкой у местного органиста И. Кунтша. С
ранних лет Шуман любил импровизировать на фортепиано, в 13 лет написал Псалом
для хора с оркестром, но не менее чем музыка его влекла к себе литература, в
изучении которой он сделал большие успехи в годы учения в гимназии. Совсем не
интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в
университетах Лейпцига и Гейдельберга (1828-30).
Занятия с известным фортепианным педагогом
Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф.
Шуберта способствовали решению посвятить себя, музыке. С трудом преодолев
сопротивление родных, Шуман приступает к усиленным занятиям на фортепиано, но
заболевание правой руки (вследствие механической тренировки пальцев) закрыло
для него карьеру пианиста. С тем большей увлеченностью отдается Шуман сочинению
музыки, берет уроки композиции у Г. Дорна, изучает творчество И. С. Баха и Л.
Бетховена. Уже первые опубликованные фортепианные произведения (Вариации на
тему Abegg, «Бабочки», 1830-31) обнаружили самостоятельность молодого автора.
С 1834 г. Шуман становится редактором, а
затем и издателем «Нового музыкального журнала», ставившего своей целью борьбу
с поверхностными сочинениями композиторов-виртуозов, наводнивших в то время
концертную эстраду, с ремесленным подражанием классикам, за новое, глубокое
искусство, озаренное поэтическим вдохновением. В своих статьях, написанных в
оригинальной художественной форме — нередко в виде сцен, диалогов, афоризмов и
т. п., — Шуман представляет читателю идеал истинного искусства, который он видит
в произведениях Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и Г. Берлиоза, в музыке
венских классиков, в игре Н. Паганини и юной пианистки Клары Вик — дочери
своего учителя. Шуману удалось собрать вокруг себя единомышленников,
выступавших на страницах журнала как давидсбюндлеры — члены «Давидова братства»
(«Давидсбунда»), некоего духовного союза подлинных музыкантов. Сам Шуман часто
подписывал свои рецензии именами вымышленных давидсбюндлеров Флорестана и
Эвсебия. Флорестан склонен к буйным взлетам фантазии, к парадоксам, суждения
мечтательного Эвсебия более мягки. В сюите характеристических пьес «Карнавал»
(1834-35) Шуман создает музыкальные портреты давидсбюндлеров — Шопена,
Паганини, Клары (под именем Киарины), Эвсебия, Флорестана.
Высшее напряжение душевных сил и высшие
взлеты творческого гения («Фантастические пьесы», «Танцы давидсбюндлеров»,
Фантазия до мажор, «Крейслериана», «Новеллетты», «Юмореска», «Венский
карнавал») принесла Шуману вторая половина 30-х гг., прошедшая под знаком
борьбы за право соединиться с Кларой Вик (Ф. Вик всячески препятствовал этому
браку). Стремясь найти более широкую арену для своей музыкальной и
публицистической деятельности, Шуман проводит сезон 1838-39 гг. в Вене, однако
меттерниховская администрация и цензура воспрепятствовали изданию там журнала.
В Вене Шуман обнаружил рукопись «большой» до-мажорной Симфонии Шуберта — одной
из вершин романтического симфонизма.
1840 г. — год долгожданного соединения с Кларой — стал
для Шумана годом песен. Необыкновенная чуткость к поэзии, глубокое знание
творчества современников способствовали осуществлению в многочисленных песенных
циклах и отдельных песнях истинного союза с поэзией, точному воплощению в
музыке индивидуальной поэтической интонации Г. Гейне («Круг песен» ор. 24, «Любовь поэта»), И. Эйхендорфа («Круг песен» ор. 39),
А. Шамиссо («Любовь и жизнь женщины»), Р.
Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. И впоследствии область вокального творчества продолжала пополняться
замечательными произведениями («Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием — 1850,
«Песни из „Вильгельма Мейстера“ И. В. Гете» — 1849 и др.).
Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в
чередовании подъемов и спадов, во многом связанных с приступами душевной
болезни, первые признаки которой появились еще в 1833 г. Взлетами творческой
энергии отмечены начало 40-х гг., конец дрезденского периода (в столице
Саксонии Шуманы жили в 1845-50 гг.), совпавший с революционными событиями в
Европе, и начало жизни в Дюссельдорфе (1850). Шуман много сочиняет, преподает в
открывшейся в 1843 г. Лейпцигской консерватории, с того же года начинает
выступать как дирижер. В Дрездене и Дюссельдорфе он руководит также и хором, с
увлечением отдаваясь этой работе. Из немногочисленных гастрольных поездок,
осуществленных вместе с Кларой, наиболее продолжительной и принесшей много
впечатлений, была поездка в Россию (1844). Начиная с 60-70-х гг. музыка Шумана
очень быстро стала неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили
М. Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и особенно Чайковский, считавший
Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем
фортепианных произведений Шумана был А. Рубинштейн.
Творчество 40-50-х гг. отмечено значительным
расширением круга жанров. Шуман пишет симфонии (Первую
— «Весеннюю», 1841, Вторую, 1845-46; Третью — «Рейнскую», 1850; Четвертую,
1841-1-я ред., 1851 — 2-я ред.), камерные ансамбли
(3 струнных квартета — 1842; 3 трио; фортепианные Квартет и Квинтет; ансамбли с
участием кларнета — в т. ч. «Сказочные повествования» для кларнета, альта и
фортепиано; 2 сонаты для скрипки с фортепиано и др.); концерты для фортепиано
1841-45), виолончели (1850), скрипки (1853);
программные концертные увертюры («Мессинская невеста» по Шиллеру, 1851; «Герман
и Доротея» по Гете и «Юлий Цезарь» по Шекспиру — 1851), демонстрируя мастерство
в обращении с классическими формами. Смелостью в их обновлении выделяются
фортепианный Концерт и Четвертая симфония, исключительной гармоничностью
воплощения и вдохновенностью музыкальных мыслей — Квинтет
ми-бемоль мажор. Одной из кульминаций всего творчества композитора
явилась музыка к драматической поэме Байрона «Манфред»
(1848) — важнейшая веха в развитии романтического симфонизма на пути от
Бетховена к Листу, Чайковскому, Брамсу. Не изменяет Шуман и любимому фортепиано
(«Лесные сцены», 1848-49 и др. пьесы) — именно его звучание наделяет особой
выразительностью его камерные ансамбли и вокальную лирику. Неустанными были
поиски композитора в области вокально-драматической музыки (оратория «Рай и
Пери» по Т. Муру — 1843; Сцены из «Фауста» Гете, 1844-53; баллады для солистов,
хора и оркестра; произведения духовных жанров и др.). Постановка в Лейпциге
единственной оперы Шумана «Геновева» (1847-48) по Ф. Геббелю и Л. Тику, близкой
по сюжетным мотивам немецким романтическим «рыцарским» операм К. М. Вебера и Р.
Вагнера, не принесла ему успеха.
Большим событием последних лет жизни Шумана была его
встреча с двадцатилетним Брамсом. Статья
«Новые пути», в которой Шуман предрекал своему духовному наследнику великое будущее
(он всегда с необычайной чуткостью относился к молодым композиторам), завершила
его публицистическую деятельность. В феврале 1854 г. сильный приступ болезни
привел к попытке самоубийства. Пробыв 2 года в больнице (Эндених, близ Бонна),
Шуман скончался. Большинство рукописей и документов хранится в его Доме-музее в
Цвиккау (ФРГ), где регулярно проводятся конкурсы пианистов, вокалистов и
камерных ансамблей имени композитора.
Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием
к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни. Фортепианные
и вокальные циклы Шумана, многие из камерно-инструментальных, симфонических
произведений открыли новый художественный мир, новые формы музыкального
выражения. Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких
музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко
дифференцированные душевные состояния человека. Это могут быть и музыкальные
портреты, точно схватывающие и внешнюю характерность, и внутреннюю сущность
изображаемого.
Многим своим произведениям Шуман давал программные
названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Его
творчество очень тесно связано с литературой — с творчеством Жан Поля (И. П.
Рихтера), Т. А. Гофмана, Г. Гейне и др. Шумановские миниатюры можно сравнить с
лирическими стихотворениями, более развернутые пьесы — с поэмами, новеллами,
увлекательными романтическими повестями, где иногда причудливо переплетаются
разные сюжетные линии, реальное оборачивается фантастическим, возникают
лирические отступления и т. д. Гофмановский герой — безумный капельмейстер
Иоганнес Крейслер, пугающий обывателей своей фанатичной преданностью музыке, —
дал имя «Крейслериане» — одному из самых вдохновенных шумановских созданий. В
этом цикле фортепианных пьес-фантазий, как и в вокальном цикле на стихи Гейне
«Любовь поэта», возникает образ романтического художника, подлинного поэта,
способного чувствовать бесконечно остро, «сильно, пламенно и нежно», иногда
вынужденного скрывать свою истинную сущность под маской иронии и шутовства,
чтобы потом раскрыть ее еще более искренне и сердечно или погрузиться в
глубокое раздумье... Остротой и силой чувства, безумством мятежного порыва
наделен Шуманом байроновский Манфред, в образе которого присутствуют и
философско-трагедийные черты. Лирически одушевленные образы природы,
фантастических грез, старинных легенд и преданий, образы детства («Детские
сцены» — 1838; фортепианный (1848) и вокальный (1849) «Альбомы для юношества»)
дополняют художественный мир великого музыканта, «поэта по преимуществу», как
назвал его В. Стасов.
Свои “Bunte Blätter” (Пестрые листки) ор.99 Шуман
предполагал вначале назвать “Spreu”, что
означает “Отходы”. “После долгих раздумий я остановился на заголовке “Пестрые листки”.
Прежний заголовок мне самому не очень нравился и я взял его для этого сочинения
только потому, что оно состояло из тридцати коротеньких
пьес”.(композитор сократил количество пьес до четырнадцати). Видимо
название отпугнуло композитора своей прозаичностью, но оно довольно точно
указывало на происхождение сборника. В нем объединены пьесы разных лет (от 1836
до 1849 года), а также без даты, которые были эскизами незавершенных вещей, а
также не пригодившимися фрагментами законченных произведений. Цикл был собран в
декабре 1851 г, и опубликован в 1852 г., он содержит в себе два небольших цикла
и шесть отдельных пьес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий