Edvard Grieg / Эдвард Григ
4 Humoresques, Op.6
P.S. По вопросам приобретения данной работы обращаться на мою почту:
nrudnik9@gmail.com
4 Humoresques, Op.6
«Я записывал народную музыку моей
страны. Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из
этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался
создать национальное искусство».
Эдвард Григ
Европейски образованный
музыкант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием работать на родине.
Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант
молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной
культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни
тогдашней Скандинавии.
Годы, проведенные
здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде
всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он
знакомится с видными ее представителями, например, со знаменитым поэтом и
сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло
близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина
Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
В Копенгагене Григ
нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп,
ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ
продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с
которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их
художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая
свои вокальные миниатюры.
Желание
совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому
композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант
(органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой
скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с
которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого
композитора. Однако Гаде не поддерживал те творческие поиски Грига, которые
вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига
лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского
национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его
встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот,
умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач
как борца за норвежскую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и
оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно
глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких
перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие
норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру”.
Стремление молодых
композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их
творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской музыки.
В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали
музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произведениями
композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной,
просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь
Грига.
В годы жизни в
Копенгагене (1863—1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и
“Юморески”, сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым
новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.
В тонких, лирических
“Поэтических картинках” (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты.
Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в
норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига.
Изящные и простые очертания мелодии в пятой “картинке” напоминают некоторые из
народных песен. В сочных жанровых зарисовках “Юморесок” (1865) гораздо смелее
звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания;
встречается лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако
в “Юморесках” еще чувствуется влияние Шопена (его мазурок)—композитора,
которого Григ, по собственному признанию, “обожал”.
В одно время с
“Юморесками” появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и
порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним
отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски
скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.
Юморески Эдварда Грига
(4 Юморески для фортепиано ор. 6, 1865) - род жанровых зарисовок, в которых
нашли отражение самобытные черты норвежской народной музыки.nrudnik9@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий