Mikalojus Konstantinas Čiurlionis / Микалоюс Константинас Чюрлёнис
Humoresque / Юмореска VL162 Op3 No2
Humoresque / Юмореска VL162 Op3 No2
Осень. Голый
сад.
Полураздетые деревья шумят и засыпают листьями тропинки, а небо
серое-серое, и такое грустное, как только душа может грустить.
М. К. Чюрленис
Полураздетые деревья шумят и засыпают листьями тропинки, а небо
серое-серое, и такое грустное, как только душа может грустить.
М. К. Чюрленис
Жизнь М. К.
Чюрлёниса была недолгой, но творчески яркой и насыщенной. Он создал ок. 300
картин, ок. 350 музыкальных произведений, в основном фортепианных миниатюр
(240). Есть у него несколько произведений для камерных ансамблей, для хора,
органа, но более всего Чюрленис любил оркестр, хотя оркестровой музыки написал
немного: 2 симфонические поэмы "В лесу" (1900), "Море"
(1907), увертюру "Кястутис" (1902) (Кястутис - последний князь
дохристианской Литвы, прославившийся в борьбе с крестоносцами, погиб в 1382
г.). Сохранились наброски "Литовской пасторальной симфонии", эскизы
симфонической поэмы "Сотворение мира". (В настоящее время почти все
наследие Чюрлениса - картины, графика, автографы музыкальных произведений -
хранится в его музее в Каунасе.) Чюрленис жил в причудливом фантастическом
мире, который, по его словам, "может подсказать только интуиция". Он
любил бывать наедине с природой: провожать закат солнца, бродить ночью по лесу,
идти навстречу грозе. Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился
передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к
ним - в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и
действительности, которое свойственно народному мироощущению. Народное искусство
"должно стать фундаментом нашего искусства..." - писал Чюрленис. -
"...Литовская музыка покоится в народных песнях... Эти песни - словно
глыбы драгоценного мрамора и ожидают только гения, который сумеет создать из
них бессмертные творения". Именно литовские народные песни, предания и
сказки воспитали в Чюрленисе художника. С раннего детства проникли они в его
сознание, стали частицей души, заняли место рядом с музыкой И. С. Баха, П.
Чайковского.
Первым
музыкальным учителем Чюрлениса был его отец, органист. В 1889-93 гг. Чюрленис
занимался в оркестровой школе М. Огиньского (внука композитора М. К.
Огиньского) в Плунге; в 1894-99 гг. учился композиции в Варшавском музыкальном
институте у 3. Московского; а в 1901-02 - совершенствовался в Лейпцигской
консерватории у К. Рейнеке. Человек разносторонних интересов. Чюрленис жадно
впитывал все музыкальные впечатления, увлеченно изучал историю искусств,
психологию, философию, астрологию, физику, математику, геологию, палеонтологию
и др. В его студенческих тетрадях - причудливое переплетение набросков
музыкальных сочинений и математических формул, рисунков среза земной коры и
стихов.
По окончании
консерватории несколько лет Чюрленис жил в Варшаве (1902-06), и здесь начались
все более и более увлекавшие его занятия живописью. Отныне музыкальные и
художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и
разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве, а с 1907 г. в
Вильнюсе Чюрленис стал одним из учредителей литовского художественного общества
и музыкальной секции при нем, руководил хором Канклес, организовывал литовские
художественные выставки, музыкальные конкурсы, занимался
музыкально-издательскими делами, упорядочением литовской музыкальной
терминологии, участвовал в работе фольклорной комиссии, вел концертную
деятельность хорового дирижера и пианиста. А сколько идей не удалось
осуществить! Он лелеял мысли о литовской музыкальной школе и музыкальной
библиотеке, о Национальном дворце в Вильнюсе. Мечтал он и о путешествиях в
дальние страны, но мечты сбылись лишь отчасти: в 1905 г. Чюрленис побывал на
Кавказе, в 1906 - посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен. В 1908-09 гг.
Чюрленис жил в Петербурге, где с 1906 г. его картины неоднократно
экспонировались на выставках, вызывая восхищение А. Скрябина и художников
"Мира искусства". Интерес был взаимным. Романтическая символика
Чюрлениса, космический культ стихий - моря, солнца, мотивы восхождения к
сияющим вершинам за парящей птицей Счастья - все это перекликается с
образами-символами А. Скрябина, Л. Андреева, М. Горького, А. Блока. Сближает их
и характерное для эпохи стремление к синтезу искусств. В творчестве Чюрлениса
часто возникает одновременно поэтическое, живописное и музыкальное воплощение
замысла. Так, в 1907 г. он завершает симфоническую поэму "Море", а
вслед за нею пишет фортепианный цикл "Море" и живописный триптих
"Соната моря" (1908). Наряду с фортепианными сонатами и фугами
существуют картины "Соната звезд", "Соната весны",
"Соната солнца", "Фуга"; поэтический цикл "Соната
осени". Общность их в тождестве образов, в тонком ощущении колорита, в
стремлении воплотить вечно повторяющиеся и вечно изменчивые ритмы Природы -
великой Вселенной, порожденной воображением и мыслью художника: "...Чем
шире крылья распахнет, чем больше круг обогнет, тем легче станет, тем
счастливее будет человек..." (М. К. Чюрленис). Жизнь Чюрлениса была очень
короткой. Он умер в самом расцвете творческих сил, на пороге всеобщего
признания и славы, накануне самых великих своих свершений, не успев осуществить
многое из задуманного. Подобно метеору, вспыхнул и погас его художественный
дар, оставив нам искусство уникальное, неповторимое, рожденное воображением
самобытной творческой натуры; искусство, которое Ромен Роллан назвал
"совершенно новым континентом". В нем - ощущение беспредельности и
величия Вселенной, в нем - борьба могучих стихий, преодолевая которые Человек
устремляется к истинному, доброму, прекрасному.
О.
Аверьянова
Комментариев нет:
Отправить комментарий