Михаил Иванович Глинка / Mikhail
Glinka
Опера Руслан и Людмила. Марш Черномора
Колыбельная (из цикла Прощание с Петербургом)
Тарантелла на русскую тему
Немало ярких
художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823),
пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий,
увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической
чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с
В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей
появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные
впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование
в Берлине у известного теоретика З. Дена.
Именно
здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное
предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась,
возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по
возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским,
давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя
спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не
появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие
типические черты национального характера.
Героическая
идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на
основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального
хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями
европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.
Успех
окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над
оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако
всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом;
высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много
сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы
над произведением, — все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала
бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в
шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» — художников, поэтов,
изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а
параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина,
вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст. Кукольника), первый
вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника «Князь
Холмский».
К этому же
времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога.
Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу
пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.
Несколько
последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании
(1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим
успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал:
«...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со
своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».
Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская хота» (1845) и
«Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г.
появилась знаменитая «Камаринская» — фантазия на темы двух русских
песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет
свое начало русская симфоническая музыка.
Последнее
десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург,
Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося
глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг
истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А.
Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы «Иван
Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у
Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с
расцветом «натуральной школы», не прошли мимо его внимания к определили
направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над
программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» (по А.
Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству
эпохи Возрождения, мысль о возможности связать «Фугу западную с условиями
нашей музыки узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в
Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено
было завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было
задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов
последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя
основоположника русской музыки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий