Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

среда, 7 декабря 2016 г.

Михаил Эм­ма­ну­и­ло­вич Гольдштейн / Mikhail Goldstein. Концерт для альта с оркестром До мажор (Концерт Хандошкина для скрипки с оркестром)

 Михаил Эм­ма­ну­и­ло­вич Гольдштейн
Концерт для альта с оркестром До мажор (Концерт Хандошкина для скрипки с оркестром)
посвящен скрипачу Ивану Хандошкину

Музыкальная мистификация — сочинение, приписываемое автором иному композитору, малоизвестному или знаменитому (в последнем случае — как неожиданно обнаруженное). Термин «аллоним» означает подлинное имя, используемое автором вместо собственного.
Причины возникновения музыкальных мистификаций разные, и лучше их рассматривать в контексте жизни и творчества тех или иных композиторов. Во всяком случае, это не меркантильные интересы, поскольку гонорар на чужое имя, естественно, получить нельзя.


Михаил Гольдштейн (1917–1989) — советский композитор и скрипач, брат знаменитого Бориса (Буси) Гольдштейна. Он родился в Одессе, учился игре на скрипке у знаменитого Петра Столярского. В Московской консерватории его учителями были Николай Мясковский (композиция) и Абрам Ямпольский (скрипка). В 1964 г. эмигрировал в ГДР, а затем переехал в Вену. С 1969 г. преподавал в гамбургской Высшей школе музыки, писал статьи на музыкальные темы под псевдонимом Михайло Михайлов.
Гольдштейн оставил свои воспоминания о том, как он создал свою самую знаменитую мистификацию — симфонию, написанную им под именем мифического композитора Овсянико-Куликовского. Гольдштейн дружил с украинским историком и драматургом Всеволодом Чаговцом, который подсказал, как уйти от антисемитской критики 1948 г. его музыкальных сочинений («вы не можете правильно понимать украинскую музыку, ибо в ваших жилах другая кровь»). Сделай так, сказал Чаговец, как сделал Фриц Крейслер, который в начале своей композиторской деятельности не мог добиться признания и занимался музыкальной мистификацией. Напиши симфонию на украинские темы, а композитором пусть будет, скажем, помещик Овсянико-Куликовский. Он когда-то имел свой крепостной оркестр в Одессе и в 1810 г. подарил его оперному театру. Мог же этот помещик сам написать музыку? Поддержал эту идею и Исаак Дунаевский, который сказал Гольдштейну, что сделать музыкальную подделку легче легкого и привел много примеров из классики. В это время борьбы с космополитизмом главным достоинством любого произведения было лишь то, что его сочинили в России, а не на Западе. Написанная Гольдштейном симфония №21 (!) Овсянико-Куликовского с молниеносной, как он пишет в своих воспоминаниях, быстротой завоевала признание и успех у публики и критиков. Ее исполнил и записал на пластинку Ленинградский симфонический оркестр под управлением Евгения Мравинского. О ней стали писать музыкальные критики, считая ее гениальным произведением, высоким образцом симфонизма, и даже появилась заметка в «Большой советской энциклопедии». Однако когда потребовался подлинный манускрипт симфонии, Гольдштейну пришлось признаться, что симфонию сочинил он сам.
Просто так эта мистификация для него не кончилась. Началось следствие, Гольдштейна допрашивали, проводили обыски, экспертизы и т.д. Была создана специальная комиссия для изучения его композиторских способностей. В «Литературной газете» появился фельетон «Гений или злодей?». В конце концов, как пишет Гольдштейн, он отделался легким испугом. К счастью для него, следствие проходило через четыре года после смерти Сталина.
Среди других музыкальных мистификаций Гольдштейна, написанных позже, Концерт для альта с оркестром скрипача и композитора Ивана Хандошкина, «Экспромт» Милия Балакирева и др.











                                      
Передачи Михаила Казиника «О мистификациях и 1-й украинской симфонии». Передача первая, вторая, третья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий