Петр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
18 пьес для фортепиано / 18 Pieces / 18 Morceaux pour piano, соч. 72
№3 Нежные упреки / Tendres reproches
№5 Размышление / Méditation
18 пьес для фортепиано / 18 Pieces / 18 Morceaux pour piano, соч. 72
№3 Нежные упреки / Tendres reproches
18 пьес, ор.72 -
последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о
подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус
имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое",
"Нежные упреки", "Элегическая песнь",
"Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы
жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от
происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и
Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное
Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его
знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый
смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и
рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по
одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный
смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что
первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
В личной библиотеке
Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И.
Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные,
"наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями,
почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные
темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893
года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что
каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение.
Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни,
коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.
В апреле 1893 года,
после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский
завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его
жизни.
По содержанию и
образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано.
Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар
пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость. Первым целиком его стал
исполнять уже в наши дни выдающийся исполнитель музыки Чайковского М.Плетнев.
П. Е. Вайдман
Комментариев нет:
Отправить комментарий