Franz Schubert / Франц Шуберт
12 Waltzes, D.145, Op.18
36 Originaltänze / 36 Оригинальных танцев, D. 365 (избранное)
12 Waltzes, D.145, Op.18
36 Originaltänze / 36 Оригинальных танцев, D. 365 (избранное)
К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его
одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе
бытового домашнего музицирования.
Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной
причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности.
«Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным
пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», —
писал он. Напомним, что М. И. Глинка называл подобное исполнение «котлетной
игрой».
Но всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его
фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело
принадлежит к камерному направлению.
Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли
оказать воздействие «Багатели» Бетховена, предшествовавшие одночастным
фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек,
Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё
же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня
с ее лирическими образами и — шире — принцип песенности в целом, равно как и
некоторые черты балладной изобразительности.
Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его
танцах — преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и маршах.
Проникновение вальса в фортепианную
литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот
танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных
перекрестках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах. Шубертовские
вальсы (их около 250) — подлинные камерные миниатюры. Несмотря на свою
явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над
увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму —
так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких
красок в сопровождении. При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и
непосредственность бытового танца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий