Михаил Иванович Глинка
«Вариации на тему Моцарта»
«Вариации на тему Моцарта» Глинки известны в двух редакциях. Распространённой практикой стало соединять вариации из обеих редакций (для арфы и фортепиано) в одном цикле. Структура имеет вид, обычный для строгих вариаций:
«Вариации на тему Моцарта»
«Вариации на тему Моцарта» Глинки известны в двух редакциях. Распространённой практикой стало соединять вариации из обеих редакций (для арфы и фортепиано) в одном цикле. Структура имеет вид, обычный для строгих вариаций:
А + А¹ + А² + А³ + А + А
+ coda
+ coda
16 16 16 16 16 16 9
Глинка обратился к теме
волшебных колокольчиков из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Тема написана в
простой двухчастной репризной форме по схеме:
a + a b + a¹
Начальный период замкнут и
состоит из двух одинаковых четырёхтактов. Во второй части формы первый
четырёхтакт даёт производный контраст к начальному и строится в секвенционном
движении, а репризный четырёхтакт усложнён хроматическими подголосками.
Структура темы и
тональность Es-dur не изменяются на протяжении всей формы. Однако в подходах к
варьированию Глинка более склонен не к орнаментальному типу, а к подчёркиванию
характерности в изменениях материала темы.
В первой вариации вместо
арпеджированных аккордов в высоком регистре фортепиано, передающих волшебный
звон, появляются струящиеся гармонические фигурации и декламационные
мелодические обороты. Музыка как бы воспроизводит оперную сцену.
Вторая вариация напоминает
нежный оперный «дуэт согласия», в котором мягкие имитации переходят в
совместное движение голосов в секстах и терциях.
Третья и четвёртая вариации
были написаны для исполнения на арфе, поэтому и фактура в них имеет
определённую специфику. Здесь отсутствуют октавные удвоения басов, удвоения в
мелодии. Третья вариация похожа на прелюдию с выровненной пульсацией. Её
фактура отличается удивительной прозрачностью, воздушностью, что достигается не
только тонкостью линий, но и использованием паузы в начале гармонической фигуры
16-х. Пятая вариация претворяет жанровые признаки ноктюрна: движение
замедляется (вместо Moderato темы появляется Adagio cantabile), гармоническая
фигурация в аккомпанементе имеет характерную конфигурацию волны, в мелодии
появляется фигурационный орнамент. Именно здесь находится лирический центр
вариаций.
Финальная вариация своим
безостановочным триольным движением прекрасно выполняет функцию завершения
формы. Контуры темы хорошо узнаваемы, как и гармонические особенности её
изложения. Пассажный «флёр», наброшенный на поющую мелодию, служит ей
трепещущим украшением, создаёт радостное предчувствие чудес. Инерция пассажного
движения столь велика, что требуется ещё один раздел для торможения. Этим
объясняется наличие коды.
Форма вариаций сочетает
черты строгих, фактурных вариаций с вариациями характерными, так как в ряде
вариаций возникают жанровый контраст и значительные преобразования образного
содержания темы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий