Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 12 мая 2017 г.

Кирилл Молчанов / Константин Симонов. Песня Женьки Комельковой из оперы «Зори здесь тихие» (Жди меня)

Кирилл Молчанов  Константин Симонов
Песня Женьки Комельковой из оперы «Зори здесь тихие»

«Любовь живет в словах», - говорила Марина Цветаева. 
Любовь запечатлена в словах, и слова эти стали для многих поколений гимном любви. 
Точной даты написания стихотворения «Жди меня» нет. 
В связи с этим выдвигаются самые разные, порой слишком смелые предположения. 
Сам Симонов написал в письме читателю в 1969 г.: «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…» 
Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям. Впервые он читает его в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу – фотокорреспонденту Григорию Зельме, «который заставлял Симонова вновь и вновь читать его то одним, то другим, потому что стихи эти были для него как лекарство от тоски по жене». 
И для Григория Зельмы Симонов переписывает стихотворение из блокнота, ставя дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 
9 декабря 1941 года он читает его в радиоэфире. 
По дороге на студию Симонов заскочил в редакцию «Гудка», где встретился с друзьями по первой военной командировке, выпил спирта, стал читать стихи и чуть не забыл о выступлении по радио... 
В студию, где диктор уже сам начал читать его стихи, он проскочил мимо строгого вахтера в ту минуту, когда оставалось только одно стихотворение – «Жди меня». 
Пальцами показал, что хочет прочитать его сам. 
Так впервые стихотворение прозвучало на Всесоюзном радио в исполнении автора. Неизвестно, прочел ли Симонов его, начиная с посвящения – Валентине Серовой, или опустил имя. 
Хотя многие знали о любви известной актрисы Валентины Серовой и поэта, журналиста Константина Симонова. 
Стихотворение готовилось к изданию в сборнике «С тобой и без тебя» в журнале «Новый мир» за декабрь 1941 г. 
Но его должны были прочитать все: и те, кто слышал по радио, но не запомнил, и те, кто запомнил сразу, но не точно. 
К.Симонов подробно рассказал о дальнейшей судьбе своего шедевра: «И вот однажды, в конце января или в начале февраля сорок второго года, я, идя по правдинскому коридору, встретил редактора «Правды» Петра Николаевича Поспелова, и он затащил меня к себе в кабинет попить чайку. 
«А мне тут товарищи говорили, что вы им читали какие-то стихи». 
Я неуверенно сказал, что вообще-то стихи у меня есть, но не для «Правды». 
«А почему не для «Правды»? – вдруг загорячился Петр Николаевич. – Откуда вы знаете, может, как раз и для «Правды»?» 
Я пожал плечами, уверенный, что прав все-таки я, а не он, и после некоторого колебания прочитал одно из стихотворений, казавшееся мне уж вовсе не подходящим для «Правды» и начинающееся строчкой «Жди меня, и я вернусь...». 
Когда я дочитал стихи до конца, Поспелов вскочил и забегал по кабинету. 
«А что, – вдруг, к моему удивлению, сказал он, – по-моему, хорошо…» 
На следующий день стихи «Жди меня» появились в «Правде». 
Это было 14 января 1942 года, публикация на третьей полосе «Правды». 
После публикации в «Правде» симоновские строки перепечатали все газеты. 
Эпидемия под названием «Жди меня» распространялась с неимоверной скоростью, впрочем, это была самая безопасная, даже благая «болезнь». 
Из воспоминаний Б.Панкина: «Правда» и «Звездочка» были завалены письмами. 
Рассказывали, что вырезки из газет находили в карманах гимнастерок погибших бойцов. 
«Жди меня» чертили на броне танков и на бортах грузовиков со снарядами. 
Солдаты переписывали стихи в свои солдатские треугольники и отправляли домой. 
Солдатки пересказывали стихотворение «прозой» и посылали мужьям за своей подписью». 
Наверно, такой судьбы не было ни у одного из стихотворений. 
«Жди меня» стало общим достоянием, народной песней о любви, гимном любви, молитвой, заклинанием. 
В 1942 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», посвященный Валентине Серовой. 
«Жди меня» вошло в этот сборник. 
«Судите нашу любовь по стихам», – советовал Симонов впоследствии. 
Легенда гласит, что Сталин произнес, получив сборник стихов с посвящением: «Книгу надо было издать в двух экземплярах. Один для него, другой для нее». 
История их любви, их отношений была сложной и противоречивой… 
Но «Жди меня» осталось в веках. 

Литература:
Наталья Пушнова «Валентина Серова», изд-во «Москва», 2002 год.
Википедия стихотворения «Жди меня». 







                                       

Кирилл Молчанов (1922 – 1982)
Константин Симонов (1915-1979)

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забьггь пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил — будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

слова - июль 1941

Константин Симонов                                  Валентина Серова


«Уважаемый Константин Симонов!
Пишет автоматчик, гвардии старшина, награжденный двумя медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Ваше стихотворение «Жди меня» переходит из уст в уста каждого молодого и пожилого бойца, оно размножено и переписано в миллион блокнотов и записных книжек. На концертах самодеятельности, с эстрады читают Ваши стихи, которые тепло встречаются всеми. Они доходчивы до солдатского сердца...

Баскаков Дмитрий, полевая почта 48715»


На музыку «Жди меня» положено многими композиторами — и профессиональными, и самоде­ятельными. Наиболее известна музыка Матвея Блантера.

1 комментарий:

  1. Хворостовский поет песню Женьки из оперы К.Молчанова

    ОтветитьУдалить