Исаак Дунаевский
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» / The Children of Captain Grant
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» / The Children of Captain Grant
Состав оркестра: 2
флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба,
литавры, малый барабан, тарелки, большой барабан, струнные.
История создания
Начиная с 1933
года Дунаевский пишет
музыку к кинофильмам, в основном к комедиям. Огромный успех пришел к нему с
выходом на экран в 1934 году «Веселых ребят». Этот успех закрепили в следующем
году «Три товарища», а в 1936-м появилось целое созвездие фильмов с его
прекрасной музыкой: «Вратарь», «Цирк», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена»,
«Дети капитана Гранта». Последний фильм был поставлен режиссером В. Вайнштоком.
В отличие от предшествующих, это был фильм не о современной жизни, а
экранизация популярнейшего в те годы романа французского писателя Жюля Верна
(1828—1905). В своих приключенческих и научно-фантастических романах писатель с
поистине удивительной прозорливостью предвосхитил многие изобретения будущего,
в частности, подводную лодку, предназначенную для длительного автономного плавания,
и даже полет на Луну. Причем путешественники отправлялись на спутник Земли
втроем с того самого мыса Канаверал во Флориде, с которого действительно в XX
веке стали осуществляться запуски космических кораблей, в том числе и на Луну —
с экипажем именно из трех человек. В романе «Дети капитана Гранта» (1866, по
другим данным — 1867— 1868 годы) Жюль Верн рассказал об опасном путешествии,
предпринятом в поисках пропавшего капитана Гранта и о многочисленных
приключениях, встретившихся на пути отважных мореплавателей.
В фильме, поставленном
по канве романа, авторы стремились выявить созвучность с современностью,
показать, как храбрость, ловкость, мужество и героизм преодолевают все
препятствия.
Дунаевский написал к
фильму прекрасные песни «Жил отважный капитан», песенку «О веселом ветре», но
главное — романтическую, подлинно симфоническую увертюру. Шостакович в статье
«Большой талант, большой мастер» писал: «Эта увертюра — симфоническое
произведение большого накала и темперамента — не зря так полюбилась слушателям,
что и по сей день (вот уже больше 20 лет) ее часто по многочисленным просьбам
передают по радио.
Композитор и сам считал
эту увертюру одним из лучших своих произведений. Действительно, в музыке так
взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности
людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей».
С тех пор и до наших
дней увертюра к «Детям капитана Гранта» звучит в концертах, занимая прочное
место на симфонической эстраде.
Музыка
Мощными, торжественными
аккордами-фанфарами в звучании всех духовых инструментов открывается увертюра.
После восьми тактов вступления, отделенного от основного раздела генеральной
паузой, начинается подготовка к появлению главной темы, и вот она уже зазвучала
в октаву у кларнетов и фаготов — напевная, полная чувства, взволнованная,
временами прерывающаяся, словно от перехваченного дыхания. Этот порывистый,
взволнованный, романтический характер подчеркнут пульсирующим аккомпанементом.
Мелодия длится, развивается, приводит к утверждающим возгласам хора медных
фортиссимо. Достигается огромная кульминация, после чего в звучании струнных и
деревянных инструментов возникает новая мелодия, более песенного, лирического
плана. Ее развитие приводит к появлению первой, романтической темы в измененном
виде. Но к концу увертюры возвращается ее первоначальный вариант, а заключают
пьесу аккорды, которыми начиналось вступление.
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий