Jerzy Petersburski / Ежи Петерсбурский
«Синий платочек»
«Синий платочек»
Счастливая и необычная
судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это
случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые
прозвучала ее незатейливая мелодия.
Весной 1940 года
«Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж».
На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий.
Среди многочисленных
мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи
Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут
же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий
синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.
После концерта поэт
познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через
несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении
«Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.
Вряд ли подозревал
тогда Яков Маркович Галицкий (1891—1963) — автор многих пьес, с успехом шедших
в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его
поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар
многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.
На пластинку в
довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке
пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я.
Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е.
Юровская и ее аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус.
Слушаешь сейчас эту запись и невольно задаешься вопросом: «Ну чего в ней особенного, в этой песне?»
Слушаешь сейчас эту запись и невольно задаешься вопросом: «Ну чего в ней особенного, в этой песне?»
Думается, правильно
ответил когда-то на этот вопрос композитор Д. Б. Кабалевский. Возражая
противникам «Синего платочка» (а их в свое время было немало), Дмитрий
Борисович заметил: «Вопрос популярности «Синего платочка» очень ясный. Этой
популярностью он пользуется, по-моему, по трем причинам:
— первая причина — та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе;
— вторая причина — та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки.
— первая причина — та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе;
— вторая причина — та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки.
В тексте этой песни нет
ни героев, ни героических подвигов, ничего, кроме чистой лирики. Эта лирика так
же элементарна в своем выражении, как элементарна и музыка песни. Но отсутствие
противоречия между текстом и музыкой делает эту песню очень органичной;
— третья причина — та, что при всей примитивности музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса — вальса, на который имеется спрос…»
— третья причина — та, что при всей примитивности музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса — вальса, на который имеется спрос…»
Говоря о
«примитивности» музыки, Дмитрий Борисович, по всей вероятности, имел в виду ее
простоту, ту самую простоту, которая сделала «Синий платочек» легко
запоминаемой, близкой, понятной и дорогой всем нам песней.
Великая Отечественная
война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов.
отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам. ополченцам,
толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые,
лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах,
выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых
киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного
гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Со старыми же песнями
произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми
военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший
главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и
русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях,
той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали
и жертвовали собственной жизнью.
Заново родившись, песни
эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что
мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Вспоминая об этом времени,
поэт А. Сурков писал:
«Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
«Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
Так и было. Более того
— в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только
прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые
различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические.
Самую
широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого
сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и
первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная
артистка Советского Союза Клавдия
Ивановна Шульженко.
С голоса этой
популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и
вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.
«Я, конечно же, не мог
тогда предположить, что «Синий платочек» с моим текстом «приживется» и что ему
будет уготована такая долгая жизнь, — вспоминал много лет спустя Михаил
Александрович.— В ту пору считалось ведь, что на фронте нужны совсем другого
рода стихи и песни— призывные, мобилизующие.
Помнится, редактор
нашей газеты в ответ на мое предложение опубликовать эти стихи вместе с отчетом
о концерте Шульженко тоном, не терпящим возражений, категорически заявил: «Вы
что, лейтенант? О каких «синих платочках» может идти сейчас речь? Кругом —
война, смерть, разрушения…»
Слова Я. Галицкого и Г.
Максимова
1. Синенький, скромный
платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
2. Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
3. Помню, как в
памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
4. Сколько заветных
платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулеметчик,
За синий платочек,
Комментариев нет:
Отправить комментарий