Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka
Два ноктюрна
Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, записывает в своем «Дневнике»:
«Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов: такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках…я никогда ни у кого не встречала. У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел: невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».
Легко можно себе представить, что исполнять Глинка мог именно этот ноктюрн «Разлука», замечательный образец его фортепианного творчества в жанре лирической миниатюры. В пьесах такого рода (сюда можно отнести также «Баркаролу») композитор не только обобщает лучшие черты фортепианной лирики первой половины XIX века, но и прокладывает путь в будущее, к лирическому стилю П. Чайковского.
Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы вплоть до Чайковского, Лядова, Аренского, Рахманинова.
Два ноктюрна
Известный факт: свой Ноктюрн фа минор (он еще имеет
подзаголовок «La Separation» - «Разлука») М.И. Глинка посвятил
сестре - Елизавете Ивановне Флёри. В автобиографических «Записках» он
как-то просто и буднично пишет об этом: «Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей
тогда …в Петербурге, написал я Ноктюрн La separation (f-moll) для фортепьяно.
Принялся также за другой Ноктюрн Le regret, но его не кончил, а тему
употребил…для романса «Не требуй песен от певца».
На самом деле год написания Ноктюрна – 1839 – в жизни
композитора - особенный: он страстно влюблен в Екатерину Ермолаевну Керн, дочь
знаменитой музы А.С. Пушкина Анны Петровны Керн, и в порыве вдохновения один за
другим создает шедевры - Вальс-фантазию, романс на стихи Пушкина «Я помню
чудное мгновенье», и – Ноктюрн, который очень быстро становится одной из
самых исполняемых пьес в петербургских музыкальных салонах. Иногда его
исполняет сам автор, и это приводит публику в неописуемый восторг.Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, записывает в своем «Дневнике»:
«Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов: такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках…я никогда ни у кого не встречала. У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел: невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».
Легко можно себе представить, что исполнять Глинка мог именно этот ноктюрн «Разлука», замечательный образец его фортепианного творчества в жанре лирической миниатюры. В пьесах такого рода (сюда можно отнести также «Баркаролу») композитор не только обобщает лучшие черты фортепианной лирики первой половины XIX века, но и прокладывает путь в будущее, к лирическому стилю П. Чайковского.
Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы вплоть до Чайковского, Лядова, Аренского, Рахманинова.
Ансамбль солистов Концертино
Виктор Козодов (виолончель)
Комментариев нет:
Отправить комментарий