Эдвард Григ : "Sylph" ор.62 №1, "Elves' Dance" ор.12 №4
«Лирические пьесы» далеко не всегда являются подлинно «лирическими» в точном смысле слова. Уже первая тетрадь цикла отличается многообразием сюжетов и тем. В восьми маленьких «стихотворениях» цикла ор. 12 находит свое воплощение и лирика, и народная фантастика, и народный быт, и героико-патриотическая тематика.
Описания эльфов в разных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.
СИЛЬФЫ
Фет А.А.
Ночную фиалку лобзает зефир,
И сладостно цвет задышал,
Я слышу бряцание маленьких лир,
Луну я в росинке узнал.
И светлая капля дрожит теплотой
И мещет сиянье вокруг;
И сильфы собрались веселой толпой
С улыбкой взглянуть на подруг.
И крошка сильфида взяла светляка
На пальчик. Он вьется как змей.
Как ярко лицо и малютка-рука
Сияньем покрылись у ней!
Но чу! кто-то робко ударил в тимпан!
Лучей вам нельзя превозмочь!
И весь упоенный раскрылся тюльпан
В последнюю сладкую ночь.
Но вот уж навстречу грядущему дню
Готовы цветов алтари,
И сильфы с улыбкой встречают родню
И светлого друга зари.
Мария Тальони (1804-1884) — знаменитая итальянская балерина. Происходила из балетной семьи, дебютировала в 1822 году в Вене. В дальнейшем была солисткой Академии музыки и танца (парижской Оперы). Гастролировала во многих городах Европы, в том числе и в Петербурге. В историю балета Тальони вошла как выдающаяся создательница образа Сильфиды в одноименном балете (1832).
Прославленная балерина, прима эпохи романтизма, воздушная хрупкокрылая фея, грациозная нимфа, украшение любой сцены. Она блистала в Берлине, Лондоне, Милане и Санкт-Петербурге. Тальони открыла новую главу в развитии балета: это она впервые встала на пуанты, это она создавала неслыханно смелые и яркие образы, будоражившие лучших людей Европы. Мария услаждала взор и давала пищу для ума. «Она поёт, как скрипка Паганини, она рисует, как Рафаэль!» — так восхищались ей современники.
Большим
творческим достижением Грига в жанре фортепианной миниатюры было создание
первого цикла «Лирических пьес» ор. 12.
Точный перевод
названия цикла — «Маленькие лирические пьесы» («Lyriske Smastykker») — хорошо
передает его художественный смысл и значение. Новизна «маленьких пьес» — прежде
всего в их особой насыщенности и сжатости изложения. Григ выступает здесь как
замечательный мастер-поэт, умеющий вложить в предельно сжатую форму
четверостишия, или эпиграфа, или афоризма большое, разнообразное содержание.«Лирические пьесы» далеко не всегда являются подлинно «лирическими» в точном смысле слова. Уже первая тетрадь цикла отличается многообразием сюжетов и тем. В восьми маленьких «стихотворениях» цикла ор. 12 находит свое воплощение и лирика, и народная фантастика, и народный быт, и героико-патриотическая тематика.
Живописность, характерность, богатство фантазии —
отличительные черты «Лирических пьес». И, что особенно важно, это богатство
поэтического содержания достигнуто Григом при помощи самых простых, несложных
технических приемов фортепианного изложения: недаром эти пьесы до сих пор
остаются важной основой детского педагогического репертуара. Сочетание
простоты, доступности и тонкого артистизма делает их классическими образцами
фортепианной миниатюры.
Сильфы — в средневековом
фольклоре духи воздуха. Существо впервые описано алхимиком Парацельсом в
качестве элементаля Воздуха.
Женских особей называют сильфидами и феями. Сильфиды выглядят
как красивые девушки с прозрачными, с радужным отливом крыльями, имеющими
декоративную функцию, так как для полёта не нужны. Их длинные волосы могут быть
как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зелёного.
Сильфиды носят легкие свободные накидки, обычно того же цвета, что и волосы.
Сильфида является героиней романтического балета «Сильфида» Филиппо Тальони.
Эльфы (нем. elf — от alb, что
значит "белый") — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском
фольклоре. Известны также под названиями альвы (швед.), ши (sidhe (ирл.) -
читается как "ши").Описания эльфов в разных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.
СИЛЬФЫ
Фет А.А.
Ночную фиалку лобзает зефир,
И сладостно цвет задышал,
Я слышу бряцание маленьких лир,
Луну я в росинке узнал.
И светлая капля дрожит теплотой
И мещет сиянье вокруг;
И сильфы собрались веселой толпой
С улыбкой взглянуть на подруг.
И крошка сильфида взяла светляка
На пальчик. Он вьется как змей.
Как ярко лицо и малютка-рука
Сияньем покрылись у ней!
Но чу! кто-то робко ударил в тимпан!
Лучей вам нельзя превозмочь!
И весь упоенный раскрылся тюльпан
В последнюю сладкую ночь.
Но вот уж навстречу грядущему дню
Готовы цветов алтари,
И сильфы с улыбкой встречают родню
И светлого друга зари.
Мария Тальони (1804-1884) — знаменитая итальянская балерина. Происходила из балетной семьи, дебютировала в 1822 году в Вене. В дальнейшем была солисткой Академии музыки и танца (парижской Оперы). Гастролировала во многих городах Европы, в том числе и в Петербурге. В историю балета Тальони вошла как выдающаяся создательница образа Сильфиды в одноименном балете (1832).
Прославленная балерина, прима эпохи романтизма, воздушная хрупкокрылая фея, грациозная нимфа, украшение любой сцены. Она блистала в Берлине, Лондоне, Милане и Санкт-Петербурге. Тальони открыла новую главу в развитии балета: это она впервые встала на пуанты, это она создавала неслыханно смелые и яркие образы, будоражившие лучших людей Европы. Мария услаждала взор и давала пищу для ума. «Она поёт, как скрипка Паганини, она рисует, как Рафаэль!» — так восхищались ей современники.
З.Е.Серебрякова. Девочки-сильфиды. Балет Шопениана. 1924
Елена Флерова (Elena Flerova)
Psyche After Wilhelm Kray (1828 - 1889)
Комментариев нет:
Отправить комментарий