Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka
Хоры из оперы "Жизнь за царя"
Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.
Хоры из оперы "Жизнь за царя"
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии.
По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план
пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В
то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина
роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина
Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов.
Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских
людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина
попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году
появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное
влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским,
всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, —
вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить
русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки —
все это разом вспыхнуло в голове моей».
По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В ходе
работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась
в пятиактную, а затем — в четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались
репетиции. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском
Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С
оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, —
является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и
начинается в его истории новый период: период русской музыки».
Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере
холодно.Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.
Klavdy Vasiliyevich Lebedev ((1852-1916)
"The Election of Michael Romanov in 1613"
Aleksandr Sytov Glory! (Glinka Music) 1990
Комментариев нет:
Отправить комментарий