Сергей Рахманинов. "Баркарола"
Вторая серия фортепианных пьес С. Рахманинова обозначена ор.
10. К лучшим из пьес этой серии надо отнести поэтичную Баркаролу с ее мягкой
меланхолической задумчивостью. В отличие от упоенно страстных итальянских
баркарол в ней слышится какая-то неясная задушевная грусть, и в этом отношении
она близка к русским баркаролам Чайковского, Рубинштейна (С Баркаролой из
«Времен года» Чайковского эту рахманиновскую пьесу сближает даже одинаковая
тональность соль минор. Интересно отметить, что в той же тональности написаны
еще две баркаролы, относящиеся к тем же годам (в Фантазии для двух фортепиано
ор. 5 и серии из шести пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11).). Тема ее основана
на типично рахманиновском приеме мелодического развертывания с постепенным
расширением диапазона начиная с интервала секунды и неизменным возвращением к
основному опорному звуку. Благодаря тому, что такой опорой в данном случае
служит доминантовая ступень, мелодия приобретает «парящий» характер, словно
повисая в неподвижном воздухе. Обращает на себя внимание также независимость
мелодического голоса от ритмически остинатного аккомпанемента, вызывающего
иллюзию спокойного колыхания водной поверхности.
Борис
Пастернак - Венеция
Я был
разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла.
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла.
Все было
тихо, и, однако,
Во сне я слышал крик, и он
Подобьем смолкнувшего знака
Еще тревожил небосклон.
Во сне я слышал крик, и он
Подобьем смолкнувшего знака
Еще тревожил небосклон.
Он вис
трезубцем скорпиона
Над гладью стихших мандолин
И женщиною оскорбленной,
Быть может, издан был вдали.
Над гладью стихших мандолин
И женщиною оскорбленной,
Быть может, издан был вдали.
Теперь он
стих и черной вилкой
Торчал по черенок во мгле.
Большой канал с косой ухмылкой
Оглядывался, как беглец.
Торчал по черенок во мгле.
Большой канал с косой ухмылкой
Оглядывался, как беглец.
Вдали за
лодочной стоянкой
В остатках сна рождалась явь.
Венеция венецианкой
Бросалась с набережных вплавь.
В остатках сна рождалась явь.
Венеция венецианкой
Бросалась с набережных вплавь.
Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov "Баркарола"
Михаил
Лермонтов - Венеция
Поверхностью
морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни серебрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит под веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни серебрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит под веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий