Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 19 июня 2015 г.

Edvard Hagerup Grieg / Эдвард Григ. Норвежские танцы / Norwegian Peasant Dances.Ор.35

Эдвард Григ /  Edvard Hagerup Grieg 
"Норвежские танцы" / Norwegian Peasant Dances. Ор.35


Поездка Грига в любимый им Лофтхюс летом 1881 года принесла с собой новые претворения норвежского фольклора — «Норвежские народные танцы» op. 35, на темы из сборника Линдемана. Композитор написал их для фортепиано в четыре руки, но можно предположить, что этот первоначальный вариант возник как эскиз будущего симфонического сочинения. Во всяком случае, широко известная оркестровка «Норвежских танцев», сделанная немецким композитором Хансом Зиттом, была одобрена и отредактирована Григом. Первое исполнение «Норвежских танцев» (в оригинальном, фортепианном варианте) состоялось в камерном концерте Грига, в Бергене 6 февраля 1883 года.
Единый симфонический замысел легко прослеживается в танцевальной сюите Грига. Все четыре танца по своему характеру отвечают сложившимся традициям симфонической сюиты. Монументальностью отличается первый танец, основанный на сопоставлении контрастных, национально-ярких образов — мужественной, энергичной танцевальной темы и спокойной, сосредоточенной песенной мелодии. Более сжаты по своим размерам вторая и третья части сюиты. Светлый по колориту, изящный танец A-dur (№ 2) вносит в музыку новые черты утонченной грации и лиризма, в то время как угловатый, задорный G-dur’ный халлинг выполняет роль скерцо. Финалом служит четвертый танец, также сочетающий в себе контрастные элементы танцевальности и лирики.
Цельность композиционного замысла сюиты подкрепляется единством тонального плана (d-moll, A-dur, G-dur, D-dur, соотношение: тоника — доминанта— субдоминанта — тоника). Отметим также и общность метро-ритмической структуры: всюду преобладает двухдольный размер 2/4 и характерный ритм халлинга. Опираясь на народные традиции, Григ как бы демонстрирует в сюите жанровое богатство и разнообразие этого танца, вкладывая в него то суровую энергию, то грацию, изящество, тонкость.
В обработке народных тем композитор не избегает резких сочетаний и часто применяет прием наложения аккордов различных функций. Особенно широко использованы приемы ладового варьирования. Минор и мажор различных наклонений, обогащенные альтерациями различных ступеней лада, служат основой гармонизации народных танцевальных мелодий.

Таков первый танец сюиты, в основе которого лежит старинный крестьянский марш (так называемый «Марш Синклера»). В теме, несколько жесткой и угловатой, отчетливо проявляются стилевые особенности народной музыки: настойчивые повторы одной мелодической попевки, остинатность гармонии, колоритные диссонансы (жесткие секунды, увеличенные трезвучия).










По характеру первый танец сюиты напоминает «Священные пляски» из «Улафа Трюгвасона». На нем лежит отпечаток суровой воинственности эпохи викингов. Спокойная песенная мелодия среднего эпизода, с ее оттенком торжественной хоральности, усиливает архаический колорит.
Знаменитый А-dur’ный танец (№ 2) — едва ли не самая популярная из григовских танцевальных пьес. Это идиллическая картинка народного быта, напоминающая крестьянские новеллы Бьернсона.
Поэтическая одухотворенность музыки, любовное проникновение в мир народной жизни отчасти сближают здесь Грига с Шопеном в его трактовке польского народного танца — мазурки.
И во втором, и в третьем танцах сюиты Григ основывается на народных приемах варьирования. Особенно отчетливо это выявлено в G-dur’ном халлинге (тема его аналогична халлингу из «Пера Гюнта»), где средний эпизод представляет новый, минорный вариант основной мелодии:








Подобный прием ладового варьирования встречается у Грига и в произведениях крупных форм (например, в финалах виолончельной и третьей скрипичной сонат).
Завершающий сюиту темпераментный «Халлинг из Халлингдаля» основан на резких контрастах. Главная тема — грубоватая, мужественная — примечательна острым синкопированным ритмом «втаптывания». Центральный минорный эпизод, напротив, неожиданно поражает изысканностью гармонии, своеобразием восточного «венгерского» лада с двумя увеличенными секундами (повышенные четвертая и седьмая ступени в миноре). Элегический напев окрашивается свежими альтерациями гармонии, которая, как нередко у Грига, определяется мелодическим движением: медлительно нисходящий бас следует в октаву с мелодией, наперекор «школьным правилам» голосоведения.







В музыке «Норвежских танцев» Григ, несомненно, прокладывает путь к будущему. Это — предвестники его симфонической сюиты ор. 64 и позднего цикла ор. 72. Разработка народных тем становится более свободной и более укрупненной — «масштабной», особенно в первом и последнем танцах сюиты. Намечающаяся здесь тенденция выйти за рамки сжатой миниатюры, симфонизировать танец, полностью отвечала стремлениям Грига «среднего периода» — периода создания последних сонат и замечательной сюиты «Из времен Хольберга».
«Норвежские танцы» — единственное произведение, написанное Григом за два года его дирижерской работы в Бергене. Всегда с большой страстностью относившийся к любимому делу, он обычно не умел «делить» своего времени между композиторским творчеством и исполнительством: в период концертных выступлений он сочинял, как правило, очень мало.
Ольга Левашова





Комментариев нет:

Отправить комментарий