А.И. Хачатурян. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ"
Самое
известное и популярное произведение Арама Ильича Хачатуряна (1903—1978) —
«Танец с саблями». Вот как рассказывает сам композитор историю его создания.
… Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым.
… Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым.
А
между тем «Танец с саблями» родился совершенно случайно. В 1942 году в Перми, в
эвакуации, я написал «Гаянэ». Начались репетиции. Вызвал меня директор театра и
сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец. Я считал, что балет
закончен, и наотрез отказался. А потом пришел домой, сел за рояль, стал
раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении
взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинатную, повторяющуюся
фигуру. Нужен был резкий сдвиг — я ввел вводный тон наверху. Что-то меня
«зацепило» — ага, повторим в другой тональности! Начало положено! Теперь нужен
контраст… В третьей картине балета у меня есть напевная тема, лирический танец.
Я соединил воинственное начало с этой темой — ее играет саксофон,— потом
вернулся к началу, но уже в новом качестве. Сел за работу в три часа дня, а к
двум ночи все было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К
вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная.
Эту пьесу он написал в
1942г. По просьбе балетмейстера, буквально за один вечер!. На нотах
Хачатурян написал: «Черт возьми, в угоду
балету!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий