Страницы

среда, 3 июня 2015 г.

Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka. 2 ноктюрна

Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka
Два ноктюрна

Известный факт: свой Ноктюрн фа минор (он еще имеет подзаголовок «La Separation» - «Разлука»)  М.И. Глинка посвятил  сестре - Елизавете Ивановне Флёри. В автобиографических «Записках» он как-то просто и буднично пишет об этом: «Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей тогда …в Петербурге, написал я Ноктюрн La separation (f-moll) для фортепьяно. Принялся также за другой Ноктюрн Le regret, но его не кончил, а тему употребил…для романса «Не требуй песен от певца».
На самом деле год написания Ноктюрна – 1839 – в  жизни композитора - особенный: он страстно влюблен в Екатерину Ермолаевну Керн, дочь знаменитой музы А.С. Пушкина Анны Петровны Керн, и в порыве вдохновения один за другим создает шедевры -  Вальс-фантазию, романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», и – Ноктюрн, который  очень быстро становится одной из самых исполняемых пьес в петербургских музыкальных салонах. Иногда его исполняет сам автор, и это приводит публику в неописуемый восторг.
Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, записывает в своем «Дневнике»:
«Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов: такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках…я никогда ни у кого не встречала. У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел: невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».
Легко можно себе представить, что исполнять Глинка мог именно этот ноктюрн «Разлука», замечательный образец его фортепианного творчества в жанре лирической миниатюры. В пьесах такого рода (сюда можно отнести также «Баркаролу») композитор не только обобщает лучшие черты фортепианной лирики первой половины XIX века, но и прокладывает путь в будущее, к лирическому стилю П. Чайковского.
Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы вплоть до Чайковского, Лядова, Аренского, Рахманинова.








  

                                            
                                                      Ансамбль солистов Концертино
                                                        Виктор Козодов (виолончель)

Комментариев нет:

Отправить комментарий