Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

среда, 15 июля 2015 г.

Петр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky : "Русская пляска" / Russian Dance; "Пляска скоморохов"

      Петр Ильич Чайковский. 12 пьес средней трудности. Ор. 40
                                 "Русская пляска"  Russian Dance

Цикл12 пьес средней трудности сочинен в феврале 1878 года во Флоренции - июле 1878. Непосредственный повод к сочинению 12 пьес средней трудности ор.40 неизвестен. Однако причиной создания этого цикла, а также Большой сонаты (ор.37), "Детского альбома" (ор.39) и других сочинений этого периода послужили жизненные обстоятельства, в которых оказался Чайковский осеню 1877 года. Первые упоминания о желании сочинять небольшие пьесы для фортепиано и романсы приходятся на время после пережитого композитором тяжелого душевного кризиса, вызванного неудачной женитьбой. Уехав из Москвы сначала в Берлин, а затем в Кларан, Чайковский признавался брату Модесту: "Мне было бы очень весело и хорошо, если бы не смущал меня грозный вопрос о будущем. <...> Как решусь устроить себя впоследствии? Все в тумане. Знаю только одно: возвратиться в Россию мне немыслимо ни теперь, ни через несколько недель. Нужно спрятаться на год".

Хотя первоначально мысль о сочинении новых пьес для фортепиано была связана с необходимостью заработать деньги и заказом издателя П.И. Юргенсона, непосредственным толчком к сочинению пьес ор.40 послужили впечатления от жизни в Италии, а также и душевные переживания композитора. Эти обстоятельства и стимулы привели также к созданию "Детского альбома", Большой сонаты, романсов ор.38, Концерта для скрипки с оркестром, о работе над которыми одновременно Чайковский сообщал в своих письмах.

Начало работы над 12 пьесами средней трудности ор.40 приходится на 11/23 - 13/25 февраля 1878 года, когда Чайковский жил во Флоренции. Первой была написана, по свидетельству М.И. Чайковского, жившего тогда вместе с композитором во Флоренции, упоминавшаяся выше пьеса "Прерванные грезы" (ор.40, N12,"RЎverie interrompue"), которая позднее получит порядковый номер 12. Как вспоминал М.И. Чайковский "средняя часть этой пьесы есть венецианская песня, которую в Венеции каждый вечер пели под окном Петра Ильича" (там же). Об этой мелодии композитор сделал подстрочное примечание в нотном тексте (в автографе и изданиях): "Народная венецианская песня, записанная в 1877 г." Позже композитор использовал эту мелодию в пьесе "Шарманщик поет" в "Детском альбоме".

!2 пьес завершены были уже в апреле 1878 года, в Каменке, на Украине. 30 апреля Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: "Готовы <...> 12 пиэс для фортепиано соло, - разумеется, все это только вчерне".

В цикл 12 пьес ор.40 композитор включил и "Русский танец", сочиненный в 1877 году для премьеры балета "Лебединое озеро" как вставной номер для балерины П.М. Карпаковой, сделав переложение этой музыки для фортепиано и её переделку ("Danse russe").

12 пьес средней трудности ор.40 посвящены М.И. Чайковскому. В автографе посвящение отсутствует. После чтения корректуры, в ноябре 1878 года Чайковский попросил своего издателя: "Не забудь посвящений: <...> 12 пиэс Модесту <...>. Посвящение пьес ор.40 М.И. Чайковскому закономерно, так как именно с ним композитор провел зиму 1877-1878 годов, когда и были созданы эти сочинения. М.И. Чайковский был не только свидетелем их рождения, но и разделил с композитором все тяготы душевных переживаний этого времени.

Впервые пьесы Чайковского ор.40 были изданы П.И. Юргенсоном в январе 1879 года.






Пляска скоморохов (3 действие)
Музыка к пьесе А. Островского "Снегурочка"


"Снегурочка" Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".

В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: "Полна чудес могучая природа!". А вслед драматургу вторили хоры - гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.
И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра.
Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ставить в других театрах его было практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.
П. Е. Вайдман










Комментариев нет:

Отправить комментарий