Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

понедельник, 13 июля 2015 г.

Антон Григорьевич Рубинштейн / Anton Rubinstein. Две мелодии для фортепиано. ор.3 №№1 и 2

Антон Григорьевич Рубинштейн / Anton Rubinstein
Две мелодии для фортепиано
Ор.3 №№ 1и 2, посвященные
 Её Императорскому Высочеству
Великой Княгине Елене Павловне
Deux Melodies pour piano par Antoine Rubinstein, opus 3 no. 1,2
(A son Altesse Imperiale Madame la Grande Duchesse Helene Pawlowna)
 Елена Павловна Романова (1806, Штуттгарт — 1873, Санкт-Петербург), урожденная принцесса Фредерика Вюртембергская, — супруга Михаила, младшего сына императора Павла I, — русская великая княгиня, покровительствовавшая Антону Рубинштейну.
Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Поддержав идею учреждения Русского Императорского Музыкального Общества и Консерватории в Санкт-Петербурге , финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей принадлежавших фамильных  бриллиантов. Начальные классы консерватории открылись в её дворце в 1858 году.
Оказала поддержку актёру И. Ф. Горбунову, тенору Нильскому, хирургу Пирогову.
Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя. Интересовалась деятельностью университета, Академии Наук, Вольного Экономического общества.









                      Классическое издание Юргенсона P. Jurgenson à Moscou, 1914—1915

Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Ф.-К. Винтерхальтер, 1862г


А.С. Пушкин посвятил  Елене Павловне стихотворение «Циклоп»:

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
Великая княгиня  Елена Павловна дала начало системе русского музыкального образования.
Она была инициатором проведения музыкальных вечеров. Именно на концертах в Михайловском дворце зазвучала до того практически неизвестная в России инструментальная музыка: оперы Вебера, Вагнера, необычайные концертные произведения Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Зоммера, Лёве и многих других.
Образовался круг музыкантов и композиторов, разделяющих с великой княгиней ее музыкальный вкус и уважающих ее пристрастие к серьезной музыке. Этот кружок все чаще стал собираться на «домашние» концерты великой княгини, которые в дальнейшем переместились в здание Благородного собрания, что напротив Михайловского дворца. Наряду с зарубежной музыкой здесь все чаще стала звучать музыка русских композиторов: М.Ю. Виельгорского, М.И.Глинки, А.Н.Верстовского, А.Г.Рубинштейна.
Деятельная натура Елены Павловны не могла удовлетвориться небольшим коллективом музыкантов и композиторов, развлекающих узкий круг аристократов. Ей необходим был простор, возможность распространять хорошую музыку на всей территории России, сделать ее доступной для всех. Зародилась идея создания Императорского Русского Музыкального общества. За основу была принята структура прекратившего свое существование Симфонического общества, заимствованы многие положения его устава. 1 мая 1859 года был торжественно утвержден устав Императорского Русского Музыкального общества и избран комитет директоров. Президентом и покровителем общества стала великая княгиня Елена Павловна. Одновременно в помещении Михайловского дворца были открыты первые музыкальные классы.
Общество ставило своей главной целью - содействие музыкальному образованию в России, оказание помощи в развитии всех отраслей музыкального искусства, поощрение способных музыкантов и сочинителей музыки.
Задачи были поставлены действительно грандиозные. Для их осуществления необходима была твердая воля, колоссальная энергия великой княгини, четкая и слаженная работа всего общества. Вся эта деятельность требовала вложения колоссальных средств, получение которых не мыслилось без громадного влияния Елены Павловны на самого императора, без ее авторитета в правительстве страны. Все это было бы не под силу любому музыканту или композитору, обладай он хоть мировой известностью. Первым шагом на пути создания системы музыкального образования в России стало учреждение отделений общества в крупных городах: Москве, Астрахани, Воронеже, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде, Николаеве, Одессе, Омске, Пензе, Пскове, Саратове, Смоленске, Тамбове, Тифлисе, Томске, Тобольске и Харькове. Но этого было недостаточно. Елена Павловна, по примеру Петербурга, предлагает при каждом обществе создать музыкальные классы, которые комплектовались бы одаренными детьми из разных слоев населения. Идея эта тотчас нашла поддержку не только у членов музыкального общества, но и среди широкой общественности и скоро распространилась по всей стране.
На этом подвижническая деятельность великой княгини не закончилась. Логика подсказывала ей, что необходим второй шаг, который бы обеспечивал полное завершение музыкального образования в условиях России. Ободренная поддержкой своих друзей, она добивается учреждения в 1862 году, на базе Императорского русского музыкального общества, первой в стране Санкт-Петербургской консерватории. Для ее размещения она выделяет часть своего Михайловского дворца, а возглавить консерваторию предлагает одному из директоров музыкального общества - Антону Рубинштейну.
Через четыре года при московском отделении музыкального общества братом Антона Рубинштейна, Николаем, создается Московская консерватория.
Положение о консерватории предписывало: лицам, получившим диплом об окончании заведения, присваивать звание «свободного художника» и предоставлять льготы по воинской повинности.
8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория Демидова на углу Мойки и Демидова переулка торжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь произнес Антон Рубинштейн.  
«Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, - да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям, оправдать доверие Правительства, благосклонность Покровительницы и заботы Дирекции…
Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского музыкального общества открытой.»

Из речи А. Рубинштейна
 на открытии Консерватории 8 сентября 1862
                          
                                 


Комментариев нет:

Отправить комментарий