Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 12 июня 2015 г.

Арам Хачатурян / Aram Khachaturian "Gayane" "Танец с саблями"

    А.И. Хачатурян. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ"

Самое известное и популярное произведение Арама Ильича Хачатуряна (1903—1978) — «Танец с саблями». Вот как рассказывает сам композитор историю его создания.
 … Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым.
А между тем «Танец с саблями» родился совершенно случайно. В 1942 году в Перми, в эвакуации, я написал «Гаянэ». Начались репетиции. Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришел домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинатную, повторяющуюся фигуру. Нужен был резкий сдвиг — я ввел вводный тон наверху. Что-то меня «зацепило» — ага, повторим в другой тональности! Начало положено! Теперь нужен контраст… В третьей картине балета у меня есть напевная тема, лирический танец. Я соединил воинственное начало с этой темой — ее играет саксофон,— потом вернулся к началу, но уже в новом качестве. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи все было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная.
 Эту пьесу он написал в 1942г. По просьбе балетмейстера, буквально за один вечер!.  На нотах Хачатурян написал: «Черт возьми, в угоду балету












Комментариев нет:

Отправить комментарий