Wolfgang Amadeus Mozart / Вольфганг Амадей Моцарт
Rondo in D major, K.485 / Рондо для фортепиано Ре-мажор (1786)
Rondo in D major, K.485 / Рондо для фортепиано Ре-мажор (1786)
Фортепианные сочинения Моцарта
были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской
практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. В XVIII веке были,
конечно, музыканты, не уступавшие Моцарту в виртуозности (в этом плане его
главным соперником был Муцио Клементи), однако никто не мог сравниться с ним в
глубокой осмысленности исполнения.
Жизнь Моцарта пришлась
на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и
клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если
по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле,
то с конца 1770-х годов композитор писал, несомненно, для фортепиано. Его новаторство
ярче всего проявилось в клавирных сочинениях патетического плана.
Одной из характерных
черт является певучесть (кантабильность) как один из творческих и
исполнительских принципов Моцарта, связанный с претворением итальянского
бельканто как в вокальной, так и инструментальной музыке.
Для фактуры
фортепианных произведений Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем
голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке.
Характерные типы
сопровождения:
Аккорды или аккордовые
репетиции;
Тремоло в пределах
октавы, септимы или сексты;
«Альбертиевы басы» -
фигурации на звуках разложенного аккорда.
Фортепианное наследие Моцарта насчитывает: 19 сонат, 15
вариационных циклов, 4 фантазии (две в c-moll, одна в C-dur, объединенная с
фугой, и еще одна в d-moll). Наряду с крупномасштабными циклами, в творчестве
Моцарта имеется немало небольших пьес, которым сам он не всегда придавал
должное значение. Это отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий